История стран Азии и Африки в новое время. - 4 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

3
ВВЕДЕНИЕ
Новая история стран Азии и Африки является продолжением исторического
развития восточного мира в эпоху средневековья, осуществляющегося в
нарастающих контактах со странами Западной Европы, США, российской
историей. Однако следует помнить об особенностях цивилизационного и
социокультурного плана, наложивших отпечаток на ход восточной истории в
новое время. Это прежде всегосильное воздействие природно
-климатических,
демографических процессов, обусловивших определенный циклизм в развитии
афро-азиатских обществ. Данные обстоятельства привели к сохранению в новое
время сильного государственного начала (особенно в китайской истории,
частично в турецкой, иранской, арабской), что обусловило государственный
контроль над важнейшими сферами развития восточных обществ и подчиненное
положение частнособственнического сектора экономики. Последний, не
имевший
официально-правовых гарантий для своего нормального
существования и развития, был заинтересован в крепкой власти центра, ибо
только он мог гарантировать защиту от местных властей, а также от социальных
потрясений внутреннего характера и внешних вторжений. Специфичной была и
социальная структура. Отметим ряд ее важнейших черт. Это невычлененность
индивида из коллектива, слабость отдельных
собственников. Заметную роль
играла система вертикальных связей и замкнутых корпораций при слабой
классовой дифференцированности и второстепенной роли классовых
антагонизмов. Выработанные веками корпоративные и патронажно-
клиентальные связи закреплялись традициями и освящались религией,
сохраняли большую устойчивость, несмотря на кризисы власти и иностранные
вторжения. Тем самым политические и социальные катаклизмы внутри
восточных обществ
не вели к их структурному обновлению (до прихода
европейцев), к выходу за рамки традиционной, докапиталистической системы.
Устойчивым оставалось и влияние религии, служившей важным элементом
социально-политической жизни Азии и Африки.
Несмотря на отмеченные выше общие черты, в странах Востока сохранились
различия в уровне общественно-экономического развития к середине XVII в. В
Цинской
, Могольской, Османской империях феодализм достиг стадии зрелости,
в арабских странах сохранилось сильное воздействие дофеодальных структур, в
Тропической и Южной Африке дофеодальные отношения преобладали. Но в
целом восточные общества развивались на собственной основе до середины XIX
в. Контакты с Западом, систематически осуществлявшиеся с эпохи Великих
географических открытий, ограничивались торговлей, “точечной колонизацией
и
военно-политическими соглашениями или столкновениями. Хотя следует
                                ВВЕДЕНИЕ
    Новая история стран Азии и Африки является продолжением исторического
развития восточного мира в эпоху средневековья, осуществляющегося в
нарастающих контактах со странами Западной Европы, США, российской
историей. Однако следует помнить об особенностях цивилизационного и
социокультурного плана, наложивших отпечаток на ход восточной истории в
новое время. Это прежде всего – сильное воздействие природно-климатических,
демографических процессов, обусловивших определенный циклизм в развитии
афро-азиатских обществ. Данные обстоятельства привели к сохранению в новое
время сильного государственного начала (особенно в китайской истории,
частично в турецкой, иранской, арабской), что обусловило государственный
контроль над важнейшими сферами развития восточных обществ и подчиненное
положение     частнособственнического сектора экономики. Последний, не
имевший     официально-правовых     гарантий    для    своего    нормального
существования и развития, был заинтересован в крепкой власти центра, ибо
только он мог гарантировать защиту от местных властей, а также от социальных
потрясений внутреннего характера и внешних вторжений. Специфичной была и
социальная структура. Отметим ряд ее важнейших черт. Это невычлененность
индивида из коллектива, слабость отдельных собственников. Заметную роль
играла система вертикальных связей и замкнутых корпораций при слабой
классовой дифференцированности и второстепенной роли классовых
антагонизмов. Выработанные веками корпоративные и патронажно-
клиентальные связи закреплялись традициями и освящались религией,
сохраняли большую устойчивость, несмотря на кризисы власти и иностранные
вторжения. Тем самым политические и социальные катаклизмы внутри
восточных обществ не вели к их структурному обновлению (до прихода
европейцев), к выходу за рамки традиционной, докапиталистической системы.
Устойчивым оставалось и влияние религии, служившей важным элементом
социально-политической жизни Азии и Африки.
    Несмотря на отмеченные выше общие черты, в странах Востока сохранились
различия в уровне общественно-экономического развития к середине XVII в. В
Цинской, Могольской, Османской империях феодализм достиг стадии зрелости,
в арабских странах сохранилось сильное воздействие дофеодальных структур, в
Тропической и Южной Африке дофеодальные отношения преобладали. Но в
целом восточные общества развивались на собственной основе до середины XIX
в. Контакты с Западом, систематически осуществлявшиеся с эпохи Великих
географических открытий, ограничивались торговлей, “точечной колонизацией”
и военно-политическими соглашениями или столкновениями. Хотя следует

                                                                           3