Составители:
Рубрика:
3
ВВЕДЕНИЕ
Новая история стран Азии и Африки является продолжением истори-
ческого развития восточного мира в эпоху Средневековья, осуществляю-
щегося в нарастающих контактах со странами Западной Европы, США,
российской историей. Однако следует помнить об особенностях цивили-
зационного и социокультурного плана, наложивших отпечаток на ход вос-
точной истории в Новое время.
Это прежде всего – сильное воздействие
природно-климатических, демографических процессов, обусловивших оп-
ределенный циклизм в развитии афро-азиатских обществ. Данные обстоя-
тельства привели к сохранению в Новое время сильного государственного
начала (особенно в китайской истории, частично в турецкой, иранской,
арабской), что обусловило государственный контроль над важнейшими
сферами развития восточных обществ и подчиненное
положение частно-
собственнического сектора экономики. Последний, не имевший официаль-
но-правовых гарантий для своего нормального существования и развития,
был заинтересован в крепкой власти центра, ибо только он мог гаранти-
ровать защиту от местных властей, а также от социальных потрясений
внутреннего характера и внешних вторжений. Специфичной была и соци-
альная структура.
Отметим ряд ее важнейших черт. Это невычлененность
индивида из коллектива, слабость отдельных собственников. Заметную
роль играла система вертикальных связей и замкнутых корпораций при
слабой классовой дифференцированности и второстепенной роли классо-
вых антагонизмов. Выработанные веками корпоративные и патронажно-
клиентальные связи закреплялись традициями и освящались религией, со-
храняли большую устойчивость, несмотря на кризисы
власти и иностран-
ные вторжения. Тем самым политические и социальные катаклизмы внут-
ри восточных обществ не вели к их структурному обновлению (до прихода
европейцев), к выходу за рамки традиционной, докапиталистической сис-
темы. Устойчивым оставалось и влияние религии, служившей важным
элементом социально-политической жизни Азии и Африки.
Несмотря на отмеченные выше
общие черты, в странах Востока к сере-
дине XVII в. сохранились различия в уровне общественно-экономического
развития. В Цинской, Могольской, Османской империях феодализм достиг
стадии зрелости, в арабских странах сохранилось сильное воздействие до-
феодальных структур, в Тропической и Южной Африке дофеодальные от-
ношения преобладали. Но в целом восточные общества развивались на
собственной
основе до середины XIX в. Контакты с Западом, систе-
матически осуществлявшиеся с эпоху Великих географических открытий,
ограничивались торговлей, “точечной колонизацией” и военно-полити-
ческими соглашениями или столкновениями. Хотя следует отметить, что в
ВВЕДЕНИЕ Новая история стран Азии и Африки является продолжением истори- ческого развития восточного мира в эпоху Средневековья, осуществляю- щегося в нарастающих контактах со странами Западной Европы, США, российской историей. Однако следует помнить об особенностях цивили- зационного и социокультурного плана, наложивших отпечаток на ход вос- точной истории в Новое время. Это прежде всего сильное воздействие природно-климатических, демографических процессов, обусловивших оп- ределенный циклизм в развитии афро-азиатских обществ. Данные обстоя- тельства привели к сохранению в Новое время сильного государственного начала (особенно в китайской истории, частично в турецкой, иранской, арабской), что обусловило государственный контроль над важнейшими сферами развития восточных обществ и подчиненное положение частно- собственнического сектора экономики. Последний, не имевший официаль- но-правовых гарантий для своего нормального существования и развития, был заинтересован в крепкой власти центра, ибо только он мог гаранти- ровать защиту от местных властей, а также от социальных потрясений внутреннего характера и внешних вторжений. Специфичной была и соци- альная структура. Отметим ряд ее важнейших черт. Это невычлененность индивида из коллектива, слабость отдельных собственников. Заметную роль играла система вертикальных связей и замкнутых корпораций при слабой классовой дифференцированности и второстепенной роли классо- вых антагонизмов. Выработанные веками корпоративные и патронажно- клиентальные связи закреплялись традициями и освящались религией, со- храняли большую устойчивость, несмотря на кризисы власти и иностран- ные вторжения. Тем самым политические и социальные катаклизмы внут- ри восточных обществ не вели к их структурному обновлению (до прихода европейцев), к выходу за рамки традиционной, докапиталистической сис- темы. Устойчивым оставалось и влияние религии, служившей важным элементом социально-политической жизни Азии и Африки. Несмотря на отмеченные выше общие черты, в странах Востока к сере- дине XVII в. сохранились различия в уровне общественно-экономического развития. В Цинской, Могольской, Османской империях феодализм достиг стадии зрелости, в арабских странах сохранилось сильное воздействие до- феодальных структур, в Тропической и Южной Африке дофеодальные от- ношения преобладали. Но в целом восточные общества развивались на собственной основе до середины XIX в. Контакты с Западом, систе- матически осуществлявшиеся с эпоху Великих географических открытий, ограничивались торговлей, точечной колонизацией и военно-полити- ческими соглашениями или столкновениями. Хотя следует отметить, что в 3
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- …
- следующая ›
- последняя »