ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
считали себя составной частью монгольского общества и
приобщались к общей религии. В конце 17 в. в связи с
ойрато-халхасскими войнами, в Забайкалье прибыла
многочисленная группа лам. С начала 18 в. появились
общественные сумэ, которые кочевали вместе со своими
прихожанами. В 1 пол. 18 в. царизм предпринял попытку
ограничить религиозные связи бурят с монголами и
тибетцами.
В 30-х 18 в. воздвигается первый бурятский
стационарный буддийский монастырь – Цонгольский.
Инициаторами строительства были Лубсан тайша, тибетец
Агван Пунцок и один из первых бурятских лам Д-Д. Заяев.
В 1741 г. у Гусиного озера был воздвигнут Тамчинский
дацан. С середины 18 в. он стал резиденцией главы
буддийской церкви Бурятии – бандидо-хамбо-ламы. В 1741
г. императрица Елизавета Петровна издает манифест, по
которому Российское правительство официально
кодифицировало юридический статус буддийских монахов.
Проповедникам буддизма в Бурятии пришлось вести
долгую борьбу с шаманизмом – древней религией бурят. В
18 в. у селенгинских бурят основано десять дацанов, у
хоринских – три. В 30-х гг. 19 в. были созданы дацаны
почти во всех этнографических районах Бурятии: В
Баргузине, Тунке, Аге, Закамне. Не имели дацанов
боханские и эхирит-булагатские буряты.
С развитием буддизма связано появление и
укрепление бурятской национальной интеллигенции. По
данным 1897 г. буряты по вероисповеданию распределялись
следующим образом:
Тип
религиозности
Иркутская
губерния
Забайкальская
область
Шаманисты 51 978 2 800
Буддисты 11 499 164 659
Православные 45 364 11 477
Начало 20 в. в истории бурятского буддизма
известно строительством буддийских храмов на
территории проживания бурят Иркутской губернии. В
1923 г. в Бурятии насчитывалось 46 дацанов и дуганов. В
1915 г. был построен дацан в Санкт-Петербурге. В этот
период в Бурятии сформировалось движение
буддийского духовенства под названием
«обновленчество». Во главе движения стояли: А
.
Доржиев – учитель Далай-ламы 13, бандидо-хамбо-лама
Иролтуев, Ц. Жамцарано, Б. Барадин.
На рубеже 1929-1930 гг. в Бурятии развернулась
«антирелигиозная» кампания. В 1937 г. были закрыты
последние дацаны, основная масса ламства была
репрессирована. С 1937 по 1945 гг. в Забайкалье не было
официально действующих буддийских центров.
В 1949 г. был учрежден новый центр – Иволгинский
дацан и заново открыт Агинский.
В настоящее время идет возрождение буддийских
традиций, ведется строительство дацанов, сумэ,
субурганов.
Вопросы к семинару:
1. Возникновение и развитие Санкт-
Петербургского дацана.
2. Буддийская скульптура в Бурятии
(Занданжуу, Джарун-Хашор).
3. Становление и развитие российской
школы буддологии.
4. Обновленческое движение в
бурятском буддизме.
считали себя составной частью монгольского общества и Начало 20 в. в истории бурятского буддизма приобщались к общей религии. В конце 17 в. в связи с известно строительством буддийских храмов на ойрато-халхасскими войнами, в Забайкалье прибыла территории проживания бурят Иркутской губернии. В многочисленная группа лам. С начала 18 в. появились 1923 г. в Бурятии насчитывалось 46 дацанов и дуганов. В общественные сумэ, которые кочевали вместе со своими 1915 г. был построен дацан в Санкт-Петербурге. В этот прихожанами. В 1 пол. 18 в. царизм предпринял попытку период в Бурятии сформировалось движение ограничить религиозные связи бурят с монголами и буддийского духовенства под названием тибетцами. «обновленчество». Во главе движения стояли: А. В 30-х 18 в. воздвигается первый бурятский Доржиев – учитель Далай-ламы 13, бандидо-хамбо-лама стационарный буддийский монастырь – Цонгольский. Иролтуев, Ц. Жамцарано, Б. Барадин. Инициаторами строительства были Лубсан тайша, тибетец На рубеже 1929-1930 гг. в Бурятии развернулась Агван Пунцок и один из первых бурятских лам Д-Д. Заяев. «антирелигиозная» кампания. В 1937 г. были закрыты В 1741 г. у Гусиного озера был воздвигнут Тамчинский последние дацаны, основная масса ламства была дацан. С середины 18 в. он стал резиденцией главы репрессирована. С 1937 по 1945 гг. в Забайкалье не было буддийской церкви Бурятии – бандидо-хамбо-ламы. В 1741 официально действующих буддийских центров. г. императрица Елизавета Петровна издает манифест, по В 1949 г. был учрежден новый центр – Иволгинский которому Российское правительство официально дацан и заново открыт Агинский. кодифицировало юридический статус буддийских монахов. В настоящее время идет возрождение буддийских Проповедникам буддизма в Бурятии пришлось вести традиций, ведется строительство дацанов, сумэ, долгую борьбу с шаманизмом – древней религией бурят. В субурганов. 18 в. у селенгинских бурят основано десять дацанов, у хоринских – три. В 30-х гг. 19 в. были созданы дацаны Вопросы к семинару: почти во всех этнографических районах Бурятии: В 1. Возникновение и развитие Санкт- Баргузине, Тунке, Аге, Закамне. Не имели дацанов Петербургского дацана. боханские и эхирит-булагатские буряты. 2. Буддийская скульптура в Бурятии С развитием буддизма связано появление и (Занданжуу, Джарун-Хашор). укрепление бурятской национальной интеллигенции. По 3. Становление и развитие российской данным 1897 г. буряты по вероисповеданию распределялись школы буддологии. следующим образом: 4. Обновленческое движение в Тип Иркутская Забайкальская бурятском буддизме. религиозности губерния область Шаманисты 51 978 2 800 Буддисты 11 499 164 659 Православные 45 364 11 477