Религиозная направленность моряков. Данченко С.А. - 55 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

55
Приложение 2
АЛЬБАТРОС. Вечный спутник моряков в дальних плаваниях альбатрос, соглас-
но старинным поверьям, является хранителем душ погибших на море. И хотя его жалоб-
ный крик перед штормом считается предзнаменованием несчастья, моряки никогда не
обижают эту птицу. Один из самых тяжелых грехов для моряка убить альбатроса. Вся-
ческие беды и несчастья, вплоть до кораблекрушения, будут преследовать того, кто по-
сягнет на жизнь этой птицы, - так гласит легенда. Дошедшая до наших дней примета гла-
сит: кружащий вокруг судна над самой поверхностью моря альбатрос предсказывает
шторм.
ВЕТЕР ПОПУТНЫЙ. Поморы в ожидании попутного ветра заговаривали имена
всех ветров, делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через го-
лову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного. Шведы
в таких случаях произносили молитву, где просили помощи у всесильного духа короля
Эрика. По преданию, он мог направлять ветры в ту сторону, куда направлял козырек сво-
ей шапки. Такой ветер называли «шапочный», а головные уборы фасона «как у Эрика»
были обязательным атрибутом одежды каждого уважающего себя шкипера - шведа. У но-
возеландских моряков бытовал обряд «кормления» нужного ветра.
ВЫСВИСТЫВАНИЕ ВЕТРА. С незапамятных времен мореходы и рыбаки стре-
мились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так роди-
лось множество обрядов и магических средств, призванных уберечь судно от штормов
или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль «испытанным» способом заставить ра-
ботать ветер, было «высвистывание». Греческая легенда о морском божестве Тритоне гла-
сит, что он по велению отца - бога морей Посейдона - должен был с помощью раковины
«высвистывать» волнение на море, а, когда нужно, успокаивать его. Таким же приемом
пользовались и китайские мореходы, хотя с мифами древней Эллады они не были знако-
мы. Китайцы считали, что в морских раковинах обитают духи, повелевающие морской
стихией. Особенно они дорожили редкими белыми раковинами «юсуань», имеющими за-
витки по часовой стрелке. Обычно они хранились в монастырях и по стоимости прирав-
нивались к алмазам. Счастлив был тот моряк, которому разрешали брать с собой в море
священную реликвию.
Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай «высвистывать»
ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам.
У русских моряков есть пословица: «Не посвистишь, так и ветра не будет». Но сви-
стеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные «загово-
ренные» свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в
крайнем случае. «Высвистывали» ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторо-
ну, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялась сила ветра и его про-
должительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по
мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам.
Впрочем, на «высвистывание» ветра полагались не все мореходы. Наиболее преду-
смотрительные принимали надлежащие меры еще до выхода в море. Например, древние
греки перед длительным плаванием обривались наголо, как бы отдавая свои волосы в дар
богу северного ветра Борею.
Финны приобретали в портовых лавках чудодейственные веревочки с тремя закол-
дованными узлами. В нужный момент, развязывая определенный из них, можно было вы-
звать легкий ветерок, хороший крепкий ветер или злую бурю. Кто был победнее, мог ку-
пить простой амулет в виде медальона с изображением судна, идущего под парусами. У
соленых бродяг были и другие «проверенные» средства. Например, считалось, что булты-
хание швабры за боротом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, при-
вязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-нибудь предмета в дар мор-
ским богам, - все это приносит ветер. Правда, бывало, что все эти действия, вместе взятые,
      Приложение 2

       АЛЬБАТРОС. Вечный спутник моряков в дальних плаваниях – альбатрос, соглас-
но старинным поверьям, является хранителем душ погибших на море. И хотя его жалоб-
ный крик перед штормом считается предзнаменованием несчастья, моряки никогда не
обижают эту птицу. Один из самых тяжелых грехов для моряка – убить альбатроса. Вся-
ческие беды и несчастья, вплоть до кораблекрушения, будут преследовать того, кто по-
сягнет на жизнь этой птицы, - так гласит легенда. Дошедшая до наших дней примета гла-
сит: кружащий вокруг судна над самой поверхностью моря альбатрос предсказывает
шторм.
       ВЕТЕР ПОПУТНЫЙ. Поморы в ожидании попутного ветра заговаривали имена
всех ветров, делая при этом засечки на специальной палочке. Её кормчий бросал через го-
лову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного. Шведы
в таких случаях произносили молитву, где просили помощи у всесильного духа короля
Эрика. По преданию, он мог направлять ветры в ту сторону, куда направлял козырек сво-
ей шапки. Такой ветер называли «шапочный», а головные уборы фасона «как у Эрика»
были обязательным атрибутом одежды каждого уважающего себя шкипера - шведа. У но-
возеландских моряков бытовал обряд «кормления» нужного ветра.
       ВЫСВИСТЫВАНИЕ ВЕТРА. С незапамятных времен мореходы и рыбаки стре-
мились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так роди-
лось множество обрядов и магических средств, призванных уберечь судно от штормов
или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль «испытанным» способом заставить ра-
ботать ветер, было «высвистывание». Греческая легенда о морском божестве Тритоне гла-
сит, что он по велению отца - бога морей Посейдона - должен был с помощью раковины
«высвистывать» волнение на море, а, когда нужно, успокаивать его. Таким же приемом
пользовались и китайские мореходы, хотя с мифами древней Эллады они не были знако-
мы. Китайцы считали, что в морских раковинах обитают духи, повелевающие морской
стихией. Особенно они дорожили редкими белыми раковинами «юсуань», имеющими за-
витки по часовой стрелке. Обычно они хранились в монастырях и по стоимости прирав-
нивались к алмазам. Счастлив был тот моряк, которому разрешали брать с собой в море
священную реликвию.
       Шло время, раковинами пользоваться перестали, однако обычай «высвистывать»
ветер продолжал жить, распространившись по всем морям и флотам.
       У русских моряков есть пословица: «Не посвистишь, так и ветра не будет». Но сви-
стеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные «загово-
ренные» свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в
крайнем случае. «Высвистывали» ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторо-
ну, откуда ждали его прихода. Количеством посвистов определялась сила ветра и его про-
должительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как, по
мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам.
       Впрочем, на «высвистывание» ветра полагались не все мореходы. Наиболее преду-
смотрительные принимали надлежащие меры еще до выхода в море. Например, древние
греки перед длительным плаванием обривались наголо, как бы отдавая свои волосы в дар
богу северного ветра Борею.
       Финны приобретали в портовых лавках чудодейственные веревочки с тремя закол-
дованными узлами. В нужный момент, развязывая определенный из них, можно было вы-
звать легкий ветерок, хороший крепкий ветер или злую бурю. Кто был победнее, мог ку-
пить простой амулет в виде медальона с изображением судна, идущего под парусами. У
соленых бродяг были и другие «проверенные» средства. Например, считалось, что булты-
хание швабры за боротом судна, царапанье мачты ножом, обливание парусов водой, при-
вязывание к вантам ботинка или выбрасывание за борт какого-нибудь предмета в дар мор-
ским богам, - все это приносит ветер. Правда, бывало, что все эти действия, вместе взятые,

                                                                                       55