Составители:
Рубрика:
3
ВВЕДЕНИЕ
Современные концептуальные характеристики истории
русской литературы ХХ в. после Октября
Октябрьская революция обозначила существенный рубеж и в судьбах рус-
ской литературы, и в характере осмысления ее художественного развития. На
долгие десятилетия в научный оборот вошло представление о «новом художест-
венном феномене — советской литературе». Сложился и концептуальный сте-
реотип
изучения литературного процесса, в основе его те идеологические прин-
ципы и понятия, которыми оперировали марксистско-ленинская (советская) фи-
лософия, социология и наука о литературе. Во многих вузовских учебниках и
учебных пособиях живой и разнообразный художественный процесс подчинялся
определенным внелитературным канонам и положениям.
1. Главной задачей литературы считалась идеологическая, т. е. «воспитание
трудящихся масс в духе социализма». Эта формула Жданова, начиная с 1934 го-
да, постоянно варьировалась в словесном своем воплощении, но по сути остава-
лась неизменной в литературном обиходе. В задачу писателей и критиков вхо-
дило обеспечение советской системы, идейное укрепление социалистической
государственности и «формирование новой социальной общности и нового типа
советского
человека». Идеология и политика, таким образом, подчиняли себе
эстетические реалии. Официальная наука о литературе оперировала поэтому
принципами, выработанными еще в условиях тоталитарного режима 30-х годов:
единство мировоззренческих установок писателей (принцип партийности и на-
родности), единство многонациональных литератур и единство метода социали-
стического реализма.
2. Объектом изучения историков литературы были только отечественные
писатели, весь массив эмигрантской литературы выводился за рамки русской
культуры. В лучшем случае бегло и сдержанно, часто в негативном свете упо-
минались отдельные имена и произведения поэтов и прозаиков «серебряного
века». Достаточно узок был круг имен и писателей отечественных, особенно по
отношению к 20-30-м годам. Из научного оборота и сферы читательских
интере-
сов исключались такие произведения, как «Реквием», «Поэма без героя»
А.Ахматовой, «По праву памяти» А.Твардовского, «Доктор Живаго»
Б.Пастернака, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, рассказы 30-х годов И.Бабеля и
многие другие. Литературная картина времени без этих выдающихся творений
ВВЕДЕНИЕ Современные концептуальные характеристики истории русской литературы ХХ в. после Октября Октябрьская революция обозначила существенный рубеж и в судьбах рус- ской литературы, и в характере осмысления ее художественного развития. На долгие десятилетия в научный оборот вошло представление о «новом художест- венном феномене советской литературе». Сложился и концептуальный сте- реотип изучения литературного процесса, в основе его те идеологические прин- ципы и понятия, которыми оперировали марксистско-ленинская (советская) фи- лософия, социология и наука о литературе. Во многих вузовских учебниках и учебных пособиях живой и разнообразный художественный процесс подчинялся определенным внелитературным канонам и положениям. 1. Главной задачей литературы считалась идеологическая, т. е. «воспитание трудящихся масс в духе социализма». Эта формула Жданова, начиная с 1934 го- да, постоянно варьировалась в словесном своем воплощении, но по сути остава- лась неизменной в литературном обиходе. В задачу писателей и критиков вхо- дило обеспечение советской системы, идейное укрепление социалистической государственности и «формирование новой социальной общности и нового типа советского человека». Идеология и политика, таким образом, подчиняли себе эстетические реалии. Официальная наука о литературе оперировала поэтому принципами, выработанными еще в условиях тоталитарного режима 30-х годов: единство мировоззренческих установок писателей (принцип партийности и на- родности), единство многонациональных литератур и единство метода социали- стического реализма. 2. Объектом изучения историков литературы были только отечественные писатели, весь массив эмигрантской литературы выводился за рамки русской культуры. В лучшем случае бегло и сдержанно, часто в негативном свете упо- минались отдельные имена и произведения поэтов и прозаиков «серебряного века». Достаточно узок был круг имен и писателей отечественных, особенно по отношению к 20-30-м годам. Из научного оборота и сферы читательских интере- сов исключались такие произведения, как «Реквием», «Поэма без героя» А.Ахматовой, «По праву памяти» А.Твардовского, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, рассказы 30-х годов И.Бабеля и многие другие. Литературная картина времени без этих выдающихся творений 3
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »