Старославянский язык. Давыдова Е.В. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
ский (конец X – XI вв.) этапы. Особый интерес вызывает второй период,
так как основные памятники, по которым изучается старославянский язык,
были созданы именно в это время. После смерти Мефодия (апрель 885 г.)
трагически закончился моравский период славянской письменности: учени-
ков истязали, продавали в рабство, расхищали их имущество, жгли славян-
ские книги. Ближайших преемников Мефодия: Горазда, Климента, Наума,
Ангеллария и Лаврентия сначала держали в темнице, а затем изгнали из
страны. В 905 г. немецко-мадьярские войска завоевали Моравию. Трое из
изгнанных учеников МефодияКлимент, Наум и Ангелларийпосели-
лись в Болгарии. Православный князь Борис-Михаил оказал им всемерную
поддержку. При царе Симеоне (893 – 927) Болгария достигла наибольшего
политического могущества и культурного расцвета. Выдающиеся деятели
христианского просвещенияИоанн екзарх Болгарский, черноризец Храбр,
Климент Охридский, Наум Охридский, Константин Преславский, Григорий
Мнихпродолжали дело Кирилла и Мефодия: переводили, составляли
сборники, писали сами, обучали. При преемнике Симеона Петре (927–969)
эта деятельность затухает. С XI века центр славянской письменности и
культуры перемещается в Киевскую Русь.
Старославянские памятники написаны одной из двух древних азбук
кириллицей или глаголицей. Самые ранние записи, обнаруженные на
развалинах храма царя Симеона, датируются концом IX века, причем одна
из этих записей сделана кириллицей, другаяглаголицей. Ни в одном из
источников не сказано, какую именно азбуку изобрел Кирилл. Малочис-
ленность достоверных исторических сведений порождает ряд вопросов:
1. Существует ли связь между азбуками?
2. Какую из азбук создал Кирилл?
3. Как и когда появилась вторая азбука?
4. Существовала ли письменность у славян до Кирилла?
                                  6
ский (конец X – XI вв.) этапы. Особый интерес вызывает второй период,
так как основные памятники, по которым изучается старославянский язык,
были созданы именно в это время. После смерти Мефодия (апрель 885 г.)
трагически закончился моравский период славянской письменности: учени-
ков истязали, продавали в рабство, расхищали их имущество, жгли славян-
ские книги. Ближайших преемников Мефодия: Горазда, Климента, Наума,
Ангеллария и Лаврентия – сначала держали в темнице, а затем изгнали из
страны. В 905 г. немецко-мадьярские войска завоевали Моравию. Трое из
изгнанных учеников Мефодия – Климент, Наум и Ангелларий – посели-
лись в Болгарии. Православный князь Борис-Михаил оказал им всемерную
поддержку. При царе Симеоне (893 – 927) Болгария достигла наибольшего
политического могущества и культурного расцвета. Выдающиеся деятели
христианского просвещения – Иоанн екзарх Болгарский, черноризец Храбр,
Климент Охридский, Наум Охридский, Константин Преславский, Григорий
Мних – продолжали дело Кирилла и Мефодия: переводили, составляли
сборники, писали сами, обучали. При преемнике Симеона Петре (927–969)
эта деятельность затухает. С XI века центр славянской письменности и
культуры перемещается в Киевскую Русь.


     Старославянские памятники написаны одной из двух древних азбук
– кириллицей или глаголицей. Самые ранние записи, обнаруженные на
развалинах храма царя Симеона, датируются концом IX века, причем одна
из этих записей сделана кириллицей, другая – глаголицей. Ни в одном из
источников не сказано, какую именно азбуку изобрел Кирилл. Малочис-
ленность достоверных исторических сведений порождает ряд вопросов:
     1. Существует ли связь между азбуками?
     2. Какую из азбук создал Кирилл?
     3. Как и когда появилась вторая азбука?
     4. Существовала ли письменность у славян до Кирилла?