Язык исторического романа. Давыдова Е.В. - 17 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

17
украинского народа в 16-17 вв. борьбу с панской Польшей и татаро-турецкими
захватчиками за национальную и социальную свободу.
В исторических произведениях Пушкина и Гоголя реализм одержал
великие победы , но в 40-е гг. обозначился явный упадок исторического
жанра. Не проходило года без появления двух-трех исторических романов, но
все они представляли собой подражательную , эпигонскую литературу или
просто низкопробное чтиво . Выходили один слабее другого новые романы
когда-то популярного Загоскина, но исторического в них становилось все
меньше и меньше. Интересно задуманным был новый роман Лажечникова
«Колдун на Сухаревой башне» (1840 г .) о событиях, последовавших за смертью
Екатерины II, - падении Меньшикова, воцарении Петра II, возвышении и
падении Долгоруких. Но роман остался незаконченным, хотя то , что было
написано в отрывках, обладает старыми достоинствами и недостатками
романтического историзма и художественной манеры Лажечникова, творчество
которого высоко ценил Пушкин.
В 1851 году Тургенев в своей рецензии на роман Е. Тур «Племянница» ,
анализируя процессы в русской литературе, констатировал упадок жанра
исторического романа. «Исторический, вальтер-скоттовский роман это
пространное, солидное здание, со своим незыблемым фундаментом, врытым в
почву народную , со своими обширными вступлениями в виде портиков, со
своими парадными комнатами и темными коридорами для удобства
сообщения, этот роман в наше время почти невозможен, он отжил свой век ,
он несовременен... У нас , может быть, его пора не пришла, во всяком
случае , он к нам не привился даже под пером Лажечникова».
В таких условиях появление в печати в 1862 г . романа А . К.Толстого об
эпохе Ивана Грозного «Князь Серебряный» привлекло к себе всеобщее
внимание. Не удивительно, что , задуманный и начатый еще в 40-е годы, он
оказался написанным в традициях прозы 30-х годов и демократической
критикой воспринят как анахронизм . В трактовке прошлого автор исходил из
консервативной исторической концепции. Подобно Карамзину и Загоскину ,
Толстой в образах Дружины Морозова и молодого князя Серебряного
идеализировал старинное русское боярство , к которому тянется народ.
Опричнина, с помощью которой царь начал преследовать старинные боярские
роды, в изображении Толстого предстает как несправедливое и бессмысленное
проявление царского деспотизма. Критика последнего сближала Толстого с
демократическими кругами . Вместе с тем роман обладал несомненными
художественными достоинствами . Живо написанные народные сцены
создавались под несомненным воздействием «Капитанской дочки». Опыт
Пушкина помог Толстому многосторонне и рельефно воспроизвести типы
народной среды, передать ее живописный язык . Реалистично обрисованы в
романе отдельные стороны нравов боярской среды.
Оживление общественного интереса к национальному прошлому
определило в 60 70-е гг. расцвет исторических жанров в драматическом
искусстве , живописи и музыке. Историческая драма этого периода
представлена прежде всего трилогией А .К.Толстого «Смерть Ивана
                                                17
у к р аи нск ог о нар ода в 16-17 вв. – бор ьбу с панск ой П ольш е й и татар о-ту р е цк и ми
захватчи к ами за наци ональну ю и соци альну ю сво бо ду .
         В ис т ориче с к их произве де ниях П уш к ина и Г ог ол я ре ал изм оде рж ал
ве л ик ие побе ды , но в 40-е г г . обозначил с я явны й упадок ис т ориче с к ог о
ж анра. Не пр оходи ло г ода бе з поя вле ни я дву х-тр е х и сто р и че ск и х р о мано в, но
все они пр е дставля ли со бой подр аж ате льну ю , эпи г онск у ю ли те р ату р у и ли
пр осто ни зк опр обно е чти во. Выходи ли оди н слабе е др у г о г о новые р оманы
к ог да-то попу ля р ног о Заг оск и на, но и сто р и че ск ог о в ни х станови лось все
ме ньш е и ме ньш е . И нте р е сно заду манным был но вый р о ман Лаж е чни к ова
«Колду н на С у хар е во й баш не » (1840 г .) о со быти я х, после довавш и х за сме р тью
Ек ате р и ны II, - паде ни и Ме ньш и к о ва, воцар е ни и П е тр а II, во звыш е ни и и
паде ни и Долг ор у к и х. Но р оман остался не зак о нче нным, хо тя то, что было
напи сано в о тр ывк ах, обладае т стар ыми достои нствами и не достатк ами
р о манти че ск ог о и стор и зма и ху дож е стве нной мане р ы Лаж е чни к ова, твор че ство
к ото р о г о высо к о це ни л П у ш к и н.
         В 1851 г о ду Ту р г е не в в сво е й р е це нзи и на р о ман Е. Ту р «П ле мя нни ца» ,
анали зи р у я пр о це ссы в р у сск о й ли те р ату р е , к о нстати р о вал у падок ж анр а
и стор и че ск о г о р омана. «И сто р и че ск и й, вальте р -ск о тто вск и й р оман — это
пр остр анное , соли дное здани е , со свои м не зыбле мым фу ндаме нтом, вр ытым в
почву нар о дну ю , со свои ми о бш и р ными всту пле ни я ми в ви де по р ти к ов, со
свои ми пар адными к омнатами и те мными к ор и дор ами для у добства
соо бщ е ни я ,— это т р о ман в наш е вр е мя по чти не во змож е н,— он отж и л свой ве к ,
он не со вр е мене н... У нас , мож е т бы т ь , е г о пора не приш л а,— во вс як ом
с л учае , он к нам не привил с я — даж е под пе ром Л аж е чник ова» .
         В так и х у слови я х по я вле ни е в пе чати в 1862 г . р омана А . К.Т ол с т ог о о б
эпохе И вана Г р озног о «Князь Се ре бряны й » пр и вле к ло к се бе все общ е е
вни мани е . Не у ди ви те льно , что, заду манный и начатый е щ е в 40-е г о ды, о н
ок азался напи санным в тр ади ци я х пр о зы 30-х г одов и де мок р ати че ск о й
к р и ти к ой воспр и ня т к ак анахр о ни зм. В тр ак товк е пр ош ло г о автор и сходи л и з
к онсе р вати вной и сто р и че ск о й к онце пци и . П о добно Кар амзи ну и Заг оск и ну ,
Толстой в обр азах Др у ж и ны Мор озо ва и моло до г о к ня зя С е р е бр я ног о
и де али зи р о вал стар и нное р у сск о е боя р ство, к к о то р ому тя не тся нар од.
Опр и чни на, с помощ ью к ото р ой цар ь начал пр е сле довать стар и нные боя р ск и е
р оды, в и зобр аж е ни и Толстог о пр е дстае т к ак не спр аве дли во е и бе ссмысле нное
пр оя вле ни е цар ск ог о де спо ти зма. Кр и ти к а после дне г о сбли ж ала Толстог о с
де мок р ати че ск и ми к р у г ами . Вме сте с те м р оман обладал не со мне нными
ху дож е стве нными         до стои нствами . Ж и во напи санные нар одные сце ны
создавали сь под не со мне нным возде йстви е м «Капи танск ой дочк и » . Опыт
П у ш к и на помог Толсто му мно г осто р о нне и р елье фно воспр о и зве сти ти пы
нар одной ср е ды, пе р е дать е е ж и вопи сный я зык . Р е али сти чно обр и сованы в
р о мане отде льные стор оны нр аво в боя р ск о й ср е ды.
         Ож и вле ни е общ е стве нног о и нте р е са к наци ональному пр ош ло му
опр е де ли ло в 60 – 70-е г г . р асцве т и стор и че ск и х ж анр ов в др амати че ск ом
и ск у сстве , ж и во пи си и му зык е . И с т ориче с к ая драма эт ог о пе риода
пре дс т авл е на пре ж де вс е г о т рил ог ие й А .К.Т ол с т ог о «Сме рт ь И вана