Язык исторического романа. Давыдова Е.В. - 15 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

15
историческими событиями . В 1838 г . Лажечников издает новый роман
«Басурман» о времени Ивана III. Здесь в основе сюжета трагическая судьба
молодого безвестного лекаря Антонио Эренштейна, который приехал в Москву ,
где стал жертвой дикости , невежества и деспотизма. Повествование развернуто
на основе летописного свидетельства: «Врач Немчин Антон приехал к великому
князю , его велице чести держал великий князь , врачева же Каракачу , царевича
Даньярова, да умори его смертным зелием за посмех. Князь же великий выдал
его татарам… они же свели его на Москву -реку под мост зимою и зарезали
ножом, как овцу». В романе в изобилии представлены песни , пословицы,
поверья , предания старины. Проникнутое идеями гуманизма и дворянского
просветительства, творчество Лажечникова стало этапом в эстетическом и
нравственном образовании русского общества и достойно не только
благодарного упоминания в истории русской литературы (Белинский ), но и
внимания современного читателя .
Бурное развитие исторического романа вызвало обсуждение многих
вопросов, связанных со спецификой данного жанра. Остро встал и вопрос о
характере языка художественно-исторического повествования, который в свое
время был гениально решен Вальтером Скоттом: «Язык не должен быть сплошь
устарелым и неудобным, но он, по возможности , должен избегать оборотов явно
новейшего происхождения». Отдавая дань вкладу исторических романистов 20-
30 гг. в развитие русского литературного языка, В. В.Виноградов подчеркивал,
что язык их произведений в целом был «неисторичен, не носил на себе
никакого отпечатка духа эпохи и не воспроизводил ее», мало чем отличаясь
от языка нравственно-описательных и романтико-психологических романов.
Однако следует заметить, что попытки реставраторских экспериментов в
области нарочитой архаизации текста все же имели место в творчестве
отдельных авторов (Вельтман ).
Общественно-политическая ситуация в России после поражения
декабристов ставила перед прогрессивной литературой новые задачи не
только критики абсолютизма, бюрократии, крепостничества, но и глубокого
анализа всей системы и социальных сил, на которых она держится . Решению
этих задач способствовало быстрое формирование реализма как
художественного метода отражения действительности в творческой практике
Пушкина, Лермонтова, Гоголя. При этом развитие исторического романа шло
в ногу с общелитературной тенденцией.
В 34-35 гг. Пушкин пишет «Капитанскую дочку», которая в отличие от
«Арапа» и «Рославлева» была закончена. Небольшую по объему , ее считают
повестью , но по энциклопедическому охвату исторического материала это ,
конечно, роман. В нем нашли правдивое отражение жизнь крестьянства,
поместного захолустья , губернского дворянского общества, двора Екатерины II,
нравы и быт того времени , наконец, то , что называют «большой историей»
крестьянская война, потрясшая до основания все русское общество . Пушкин,
считавший Вальтера Скотта своим учителем, по глубине своего реализма пошел
значительно дальше. На широком фоне русской действительности эпохи
                                                  15
и стор и че ск и ми событи я ми . В 1838 г . Лаж е чни к ов и здае т но вый р о ман —
«Басу р ман» о вр е ме ни И вана III. Зде сь в основе сю ж е та – тр аг и че ск ая су дьба
молодог о бе зве стног о ле к ар я А нто ни о Э р е нш те йна, к о тор ый пр и е хал в Мо ск ву ,
г де стал ж е р тво й ди к о сти , не ве ж е ства и де споти зма. П о ве ствовани е р азве р ну то
на о снове ле то пи сног о сви де те льства: «Вр ач Не мчи н А нтон пр и е хал к ве ли к о му
к ня зю , е г о ве ли це че сти де р ж ал ве ли к и й к ня зь, вр аче ва ж е Кар ак ачу , цар е ви ча
Данья р о ва, да у мо р и е г о сме р тным зе ли е м за по сме х. Кня зь ж е ве ли к и й выдал
е г о татар ам… они ж е све ли е г о на Моск ву -р е к у под мо ст зи мо ю и зар е зали
нож ом, к ак овцу » . В р омане в и зо би ли и пр е дставле ны пе сни , послови цы,
по ве р ья , пр е дани я стар и ны. П роник нут ое иде ями г уманизма и дворянс к ог о
прос ве т ит е л ь с т ва, т ворче с т во Л аж е чник овас т ал о эт апом в эс т е т иче с к ом и
нравс т ве нном образовании рус с к ог о общ е с т ва и дос т ой но не т ол ь к о
бл аг одарног о упоминания в ис т ории рус с к ой л ит е рат уры (Бе л инс к ий ), но и
вни мани я со вр е ме нног о чи тате ля .
         Бу р но е р азви ти е и стор и че ск ог о р омана вызвало обсу ж дени е мног и х
вопр осо в, свя занных со спе ци фи к ой данно г о ж анр а. Остр о встал и вопр о с о
хар ак те р е я зык а ху дож е стве нно -и стор и че ск ог о по ве ствовани я , к о тор ый в свое
вр е мя был г е ни ально р е ш е н Вальте р о м С к о ттом: «Я зык не долж е н быть спло ш ь
у стар е лым и не у добным, но о н, по возмо ж но сти , долж е н и збе г ать обор ото в я вно
но ве йш е г о пр ои схож де ни я » . Отдавая дань вк ладу и стор и че ск и х р омани сто в 20-
30 г г . в р азви ти е р у сск ог о ли те р ату р ног о я зык а, В. В.Ви ног р адов подче р к и вал,
что я зык и х пр ои зве де ни й в це лом был «не ис т ориче н, не нос ил на с е бе
ник ак ог о от пе чат к адухаэпохи и не вос производил е е », мало че м отли чая сь
от я зык а нр австве нно -о пи сате льных и р оманти к о-пси холог и че ск и х р о манов.
Однак о сле ду е т заме ти ть, что попытк и р е ставр атор ск и х эк спе р и ме нто в в
области нар очи той ар хаи заци и те к ста все ж е и ме ли ме сто в твор че стве
отде льных автор ов (В е л ь т ман).
         Общ е стве нно-поли ти че ск ая си ту аци я в Р осси и                после пор аж е ни я
де к абр и стов стави ла пе р е д пр о г р есси вной ли те р ату р ой но вые задачи – не
тольк о к р и ти к и абсолю ти зма, бю р ок р ати и , к р е постни че ства, но и г лу бо к ог о
анали за все й си сте мы и соци альных си л, на к отор ых она де р ж и тся . Р е ш е ни ю
эти х задач способство вало                   быстр ое       фор ми р о вани е    р е али зма к ак
ху дож е стве нног о ме тода о тр аж е ни я де йстви те льности в твор че ск ой пр ак ти к е
П уш к ина, Л е рмонт ова, Г ог ол я. П р и этом р азви ти е и стор и че ск ог о р о мана ш ло
в но г у с общ е ли те р ату р но й те нде нци е й.
         В 34-35 г г . П у ш к и н пи ш е т «Капи танск у ю дочк у » , к отор ая в отли чи е от
«А р апа» и «Р ославле ва» была зак онче на. Не больш у ю по о бъе му , е е счи таю т
по ве стью , но по энци к лопе ди че ск ому о хвату и сто р и че ск о г о матер и ала это ,
к оне чно, р о ман. В не м наш ли пр авди во е отр аж ени е ж и знь к р е стья нства,
по ме стно г о захолу стья , г у бе р нск о г о двор я нск ог о общ е ства, дво р а Ек ате р и ны II,
нр авы и быт тог о вр е ме ни , нак оне ц, то, что называю т «больш ой и стор и е й» —
к р е стья нск ая война, потр я сш ая до о сновани я все р у сск ое о бщ е ство. П у ш к и н,
счи тавш и й Вальте р а С к о тта свои м у чи те ле м, по г лу би не сво е г о р е али зма пош е л
значи те льно дальш е . На ш и р ок ом фо не р у сск ой де йстви те льности эпохи