Язык исторического романа. Давыдова Е.В. - 14 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

14
В развитие исторического романа внесли значительный вклад и писатели -
романтики . Подлинный историзм оказался им недоступным, но внешнее
изображение прошлого в их произведениях порой блистало ярким историческим
колоритом (С. Петров). Типично в этом отношении творчество Н . А . Полевого.
Будучи уже известным издателем «Московского телеграфа» и критиком,
Полевой по примеру Загоскина берется за создание исторического полотна. В
1832 г . с подзаголовком «Русская быль XV века» вышел его роман «Клятва при
гробе господнем» о времени междоусобиц и борьбе московских князей за
объединение русских земель вокруг Москвы. Воссоздавая дух времени , остроту
борьбы , Полевой, однако, увлекся страстями , эффектным изображением
политических интриг, мелодраматическими поворотами сюжета в ущерб
исторической истине в показе лиц и событий. Романтическая фантазия автора
компенсировала скудость документального материала о прошлом в условиях
неразвитости исторической науки . Впрочем, Белинский, в целом тепло
отзывавшийся о повестях Полевого из современной жизни , нашел его роман
«вялым и скучным» , где «много ума» , а фантазии как раз недостает.
Сказанное выше относится и к романам Вельтмана о временах Киевской
Руси («Кощей Бессмертный» , «Светославич, вражий питомец» ). Имевшие
большой успех, они были высоко оценены Белинским как произведения
подлинно народные , проникнутые духом народных сказок , окрашенные
колоритом славянской древности . Автор многочисленных трудов по истории,
археологии и фольклору, Вельтман широко использовал археологический и
этнографический материал, образы и поэтику русских сказок , стремился
воссоздать язык древнерусского периода все это имело новаторское значение в
развитии исторического жанра.
Значительным явлением в истории русской литературы стало творчество
вышедшего из среды разночинцев И. И. Лажечникова, где историческая тема
получила более глубокое освещение. Писатель стремился к тщательному
изучению и правдивому изображению старины, хотя при этом достаточно часто
злоупотреблял правом исторического романиста на вымысел. По этому поводу
один из критиков язвительно заметил, что Загоскин не решился бы выдумать
такую небывальщину, вроде того, например , чтобы заставить князя Пожарского
влюбиться в дочь Минина и прижить с ней ребенка, который бы оказался
впоследствии Стенькой Разиным. Первый роман Лажечникова «Последний
Новик, или Завоевание Лифляндии при Петре I » получил восторженный отклик
Белинского: ««Новик» есть произведение необыкновенное, ознаменованное
печатию высокого таланта» (т.1, с.96). Типично романтический сюжет романа
излагал трагическую историю молодого человека петровского времени .
Изображение быта и нравов помещичьей Лифляндии, где происходит действие,
было сильной стороной произведения. Через два года появился лучший роман
Лажечникова «Ледяной дом» , в котором автор воспроизводил одну из самых
мрачных страниц русской истории время царствования Анны Иоанновны,
бироновщину, и опоэтизировал образ гражданина-патриота в лице Волынского.
В центре повествования стояли реальные исторические деятели , вымысел здесь
органичнее и правдоподобнее сливался с действительно имевшими место
                                                  14
        В р азви ти е и стор и че ск о г о р омана вне сли значи те льный вк лад и пи сате ли -
р о манти к и . П одли нный и стор и зм ок азался и м не досту пным, но вне ш не е
и зобр аж е ни е пр о ш лог о в и х пр ои зве де ни я х пор ой бли стало я р к и м и сто р и че ск и м
к олор и том (С . П е тр о в). Ти пи чно в это м о тно ш е ни и твор че ство Н . А . П ол е вог о.
Бу ду чи у ж е и зве стным и здате ле м «Моск овск о г о те ле г р афа» и к р и ти к ом,
П оле вой по пр и ме р у Заг оск и на бе р е тся за со здани е и стор и че ск ог о полотна. В
1832 г . с подзаг оло вк о м «Р у сск ая быль XV ве к а» выш е л е г о р о ман «Кля тва пр и
г р обе г о сподне м» о вр е ме ни ме ж до у соби ц и бор ьбе моск овск и х к ня зе й за
объе ди не ни е р у сск и х зе ме ль вок р у г Моск вы. Воссо здавая ду х вр е ме ни , о стр о ту
бор ьбы, П оле вой, однак о, у вле к ся стр астя ми , эффе к тным и зобр аж е ни е м
поли ти че ск и х и нтр и г , ме лодр амати че ск и ми повор отами сю ж е та в у щ е р б
и стор и че ск ой и сти не в по к азе ли ц и событи й. Р о манти че ск ая фантази я автор а
к омпе нси р овала ск у до сть док у ме нтально г о мате р и ала о пр ош лом в у сло ви я х
не р азви тости и стор и че ск ой нау к и . Впр оче м, Бе ли нск и й, в це лом те пло
отзывавш и йся о пове стя х П о ле вог о и з совр е ме нно й ж и зни , наш е л е г о р оман
«вя лым и ск у чным» , г де «мног о у ма» , а фантази и к ак р азне достае т.
        С к азанно е выш е о тноси тся и к р оманам Ве льтмана о вр е ме нах Ки е вск ой
Р у си («Ко щ е й Бе ссме р тный» , «С ве то слави ч, вр аж и й пи томе ц» ). И ме вш и е
больш ой у спе х, они были высок о оце не ны Бе ли нск и м к ак пр ои зве де ни я
подли нно нар одные , пр они к ну тые ду хом нар одных ск азок ,                     о к р аш е нные
к олор и том славя нск о й др е вности . А вто р мног о чи сле нных тр у дов по и сто р и и ,
ар хе олог и и и фольк лор у , Ве льтман ш и р ок о и спользо вал ар хеоло г и че ск и й и
этно г р афи че ск и й мате р и ал, обр азы и поэти к у р у сск и х ск азок , стр е ми лся
воссоздать я зык др е вне р у сск о г о пе р и ода – все это и ме ло новатор ск о е значе ни е в
р азви ти и и сто р и че ск ог о ж анр а.
        Значи те льным я вле ни е м в и стор и и р у сск ой ли те р ату р ы стало твор че ство
выш е дш е г о и зср е ды р азночи нце в И. И . Л аж е чник ова, г де и сто р и че ск ая те ма
полу чи ла боле е г лу бок ое осве щ е ни е . П и сате ль стр е ми лся к тщ ате льно му
и зу че ни ю и пр авди вому и зобр аж е ни ю стар и ны, хотя пр и этом до статочно часто
зло у по тр е бля л пр авом и стор и че ск ог о р омани ста на вымысе л. П о это му пово ду
оди н и з к р и ти к о в я зви те льно заме ти л, что Заг оск и н не р е ш и лся бы выду мать
так у ю не бывальщ и ну , вр о де то г о, напр и ме р , чтобы застави ть к ня зя П о ж ар ск ог о
влю би ться в дочь Ми ни на и пр и ж и ть с не й р е бе нк а, к отор ый бы ок азался
впосле дстви и С те ньк ой Р ази ным. П е р вый р оман Лаж е чни к ова «П осле дни й
Нови к , и ли Завое вани е Ли фля нди и пр и П е тр е I » полу чи л во стор ж е нный отк ли к
Бе ли нск о г о: ««Нови к » е сть пр о и зве де ни е не обык нове нно е , о знаме нованное
пе чати ю высок ог о таланта» (т.1, с.96). Ти пи чно р оманти че ск и й сю ж е т р омана
и злаг ал тр аг и че ск у ю и стор и ю молодог о че ло ве к а пе тр о вск ог о вр е ме ни .
И зо бр аж е ни е быта и нр авов поме щ и чье й Ли фля нди и , г де пр о и сходи т де йстви е ,
было си льной стор оной пр ои зве де ни я . Ч е р е з два г ода поя ви лся лу чш и й р оман
Лаж е чни к ова «Ле дя ной дом» , в к отор ом автор во спр ои зводи л одну и з самых
мр ачных стр ани ц р у сск ой и стор и и – вр е мя цар ство вани я А нны И о анновны,
би р о новщ и ну , и опоэти зи р о вал обр азг р аж дани на-патр и о та в ли це Волынск ог о .
В це нтр е пове ство вани я сто я ли р е альные и стор и че ск и е дея те ли , вымысе л зде сь
ор г ани чне е и пр авдопо добне е сли вался с де йстви те льно и ме вш и ми ме сто