Язык исторического романа. Давыдова Е.В. - 12 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

12
Так , в центре исторического повествования должны быть события,
хронологически отдаленные от современности . Но как ? На несколько
десятилетий? На полвека или , как минимум, на век? Например , считать ли
историческим роман о Великой Отечественной войне, где отражена наша
действительная , хотя и недавняя история в ее конкретных событиях, где среди
действующих лиц представлены реально жившие военные и политические
деятели ? Практически к ряду явлений исторического жанра такие произведения
никто не относит. Обычно не попадают в орбиту исторического романа и
повествования о событиях начала ХХ века (революции, войны). Признав выше
названные критерии исторического романа, мы будем вынуждены отлучить от
него, например, известий роман Николая Задорнова «Амур -батюшка» , среди
множества героев которого нет ни одного, имеющего конкретный
исторический прототип, или повесть Дмитрия Балашова «Господин Великий
Новгород», в сюжете которой значительное историческое событие
Раковорская битва отнюдь не главное место , равно и подлинные лица
истории выступают фигурами эпизодическими , оттесненными на периферию
действия героем, образ которого рожден писательской фантазией.
И напротив, в ряду исторических может оказаться любое крупное
произведение, дающее широкую картину недавнего прошлого: «Тихий Дон» и
«Поднятая целина» , «Хождение по мукам» и «Молодая гвардия». Любопытно
отметить, что , например , Л. Толстой не называл историческим свой роман
«Война и мир». Думается , этот вопрос, окончательно не решенный в
литературоведении, имеет непосредственное отношение и к проблеме языка
художественного повествования о прошлом. Если она встает перед писателем в
процессе создания исторического полотна, заставляя его задуматься о
неприемлемости современных слов, выражений в речи его персонажей, да и в
характеристиках самого автора, если она обнаруживает себя при оценке
эстетических достоинств текста, значит, скорее всего, мы имеем дело с
историческим романом.
Исторический роман особый и довольно распространенный в
мировой литературе жанр, и русская литература здесь не исключение. Его
появление было обусловлено социально-политическими катаклизмами , которые
сопровождали переход человечества от феодализма к капиталистическому
устройству мира. Судьбы миллионов определяли глобальные исторические
потрясения (буржуазная революция во Франции, наполеоновские войны,
национально-освободительные движения в разных странах), и она, история,
заставляла задуматься о себе . Историческое мышление, в основе которого
лежало понимание того, что современность является результатом развития всей
предшествующей истории, пронизало тогда все сферы общественного сознания.
С 20-х годов XIX века исторический роман стал необыкновенно популярным в
мировой литературе. Ему отдали дань в своем творчестве такие виднейшие
писатели , как Купер, Бальзак , Стендаль, Гюго, Мандзони и др .
Общепризнанным родоначальником реалистического романа в историческом
жанре является Вальтер Скотт. Его считал своим учителем и А . С .Пушкин,
                                                   12
         Так , в це нтр е и сто р и че ск о г о пове ство вани я долж ны быть событи я ,
хр онолог и че ск и о тдале нные о т со вр е ме нности . Но к ак ? На не ск о льк о
де ся ти ле ти й? На полве к а и ли , к ак ми ни му м, на ве к ? Напр и ме р , счи тать ли
и стор и че ск и м р оман о Ве ли к ой Оте че стве нной во йне , г де отр аж е на наш а
де йстви те льная , хотя и не давня я и стор и я в е е к онк р е тных событи я х, г де ср е ди
де йству ю щ и х ли ц пр е дставле ны р е ально ж и вш и е вое нные и поли ти че ск и е
де я те ли ? П р ак ти че ск и к р я ду я вле ни й и стор и че ск ог о ж анр а так и е пр ои зве де ни я
ни к то не отно си т. Обычно не попадаю т в ор би ту и стор и че ск о г о р омана и
по ве ствовани я о событи я х начала Х Х ве к а (р е во лю ци и , во йны). П р и знав выш е
названные к р и те р и и и стор и че ск ог о р омана, мы бу де м выну ж де ны о тлу чи ть от
не г о , напр и ме р , и зве сти й р оман Ни к олая Задор нова «А му р -батю ш к а» , ср е ди
множ е ства         г е р ое в к отор о г о не т ни одно г о,             и ме ю щ е г о к онк р е тный
и стор и че ск и й пр ото ти п, и ли пове сть Дми тр и я Балаш о ва «Г о споди н Ве ли к и й
Новг ор од» , в сю ж е те к отор о й значи те льное и стор и че ск ое событи е —
Р ак овор ск ая би тва — о тню дь не г лавное ме сто, р авно и подли нные ли ца
и стор и и высту паю т фи г у р ами эпи зоди че ск и ми , о тте сне нными на пе р и фер и ю
де йстви я г е р ое м, о бр азк отор о г о р о ж де н пи сате льск ой фантази е й.

         И напр о ти в, в р я ду и стор и че ск и х мо ж е т ок азаться лю бо е к р у пное
пр ои зве де ни е , даю щ е е ш и р ок у ю к ар ти ну не давне г о пр ош лог о: «Ти хи й Дон» и
«П одня тая це ли на» , «Х ож де ни е по му к ам» и «Молодая г вар ди я » . Лю бопытно
отме ти ть, что, напр и ме р , Л. Толстой не называл и стор и че ск и м свой р оман
«Война и ми р » . Ду мае тся , это т вопр ос, ок ончате льно не р е ш е нный в
ли те р ату р ове де ни и , и ме е т не поср е дстве нное отно ш е ни е и к пр обле ме я зык а
ху дож е стве нног о пове ствовани я о пр о ш лом. Если она встае т пе р е д пи сате ле м в
пр оце ссе со здани я и стор и че ск ог о по ло тна, заставля я е г о заду маться о
не пр и е мле мости совр е менных сло в, выр аж е ни й в р е чи е г о пе р сонаж е й, да и в
хар ак те р и сти к ах само г о автор а, е сли о на обнар у ж и вае т се бя пр и оце нк е
эсте ти че ск и х достои нств те к ста, значи т, ск ор е е все г о, мы и ме е м де ло с
и стор и че ск и м р оманом.
        И с т ориче с к ий роман – ос обы й и довол ь но рас прос т ране нны й в
мировой л ит е рат уре ж анр, и рус с к ая л ит е рат уразде с ь не ис к л ю че ние . Ег о
поя вле ни е было обу сло вле но со ци ально-поли ти че ск и ми к атак ли змами , к о тор ые
сопр о вож дали пе р е ход че ло ве че ства от фе одали зма к к апи тали сти че ск о му
у стр ойству ми р а. С у дьбы ми лли о но в опр е де ля ли г лобальные и стор и че ск и е
по тр я се ни я (бу р ж у азная р е волю ци я во Ф р анци и , наполе оновск и е во йны,
наци онально-о сво бо ди те льные дви ж е ни я в р азных стр анах), и она, и стор и я ,
заставля ла заду маться о се бе . И стор и че ск ое мыш ле ни е , в о сно ве к о тор ог о
ле ж ало пони мани е то г о, что со вр е ме нность я вля е тся р е зу льтатом р азви ти я все й
пр е дш е ству ю щ е й и стор и и , пр они зало тог да все сфе р ы о бщ е стве нног о сознани я .
С 20-х г одов XIX ве к а и стор и че ск и й р оман стал не обык нове нно попу ля р ным в
ми р о вой ли те р ату р е . Ему о тдали дань в сво е м твор че стве так и е ви дне йш и е
пи сате ли , к ак Ку пе р , Бальзак , С те ндаль, Г ю г о, Мандзони                      и  др .
Общ е пр и знанным р одо начальни к ом р е али сти че ск ог о р омана в и стор и че ск ом
ж анр е я вля е тся Вальте р С к о тт. Ег о счи тал свои м у чи те ле м и А . С .П у ш к и н,