Философский лабиринт - 24 стр.

UptoLike

Рубрика: 

24
собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека,
верящего в науку, наихудшим является то, что философия
совершенно не имеет всеобщезначимых результатов того, что
можно познать и чем благодаря этому можно обладать. В то время
как науки получили в своих областях определенные обязательные и
общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на
тысячелетние усилия. Нельзя отрицать того, что в философии нет
единодушия, присущего сфере окончательно познанного. То, что с
необходимостью признается каждым человеком, становится в силу
этого научным познанием и уже не является философией, а относится
к особой области знания. В противоположность наукам
философскому мышлению не присуще, не свойственно
прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем
древнегреческий врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что
мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что
касается материала научного познания, использованного им. В самом
же философствовании мы, быть может, только еще вновь
приближаемся к нему. Достоверность, которая может быть
приобретена в философии, не является научной, т.е. одинаковой для
всякого человека, это убеждение, в достижении которого участвует
вся сущность человека. В то время как научное познание
направляется на отдельные предметы, знать о которых совершенно не
обязательно для каждого, в философии речь идет о целостности
бытия, которая присуща человеку как таковому, об истине. Там, где
вспыхивает свет этой истины, она схватывается глубже, чем всяким
научным познанием. Правда, развитая философия связана с науками,
она делает своей предпосылкой то наиболее высокое состояние,
которое достигнуто науками в соответствующую эпоху. Но смысл
философии имеет совершенно др. происхождение. «Там, где
пробуждается человек, прежде др. наук выступает философия»
(К. Jaspers. Einfbhrung in die Philosophic, 1950). Для философских
вопросов характерна радикальность: исследуется не та или иная
причинная связь, а смысл, который может быть присущ всему
целому; т.к. для философствующего человека решающее есть
чувственно данное, то всякое философствование является
«экзистенциальным». Согласно Платону, философия познание
сущего, или вечного, непреходящего; по Аристотелю, философия
исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют
философию как стремление к теоретической и практической