ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
46
«...Главный основной закон, ... который может быть твѐрдо
установлен или путѐм рациональных доказательств, доставляемых
знакомством с нашим организмом, или с помощью исторических
данных, извлекаемых при внимательном изучении прошлого. Этот
закон состоит в том, что каждая из наших главных идей, каждая из
отраслей нашего знания проходит последовательно три различных
теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное;
состояние метафизическое или абстрактное; состояние научное или
положительное. Другими словами, человеческих дух по самой
природе своей, в каждом из своих исследований пользуется
последовательно тремя методами мышления, по характеру своему
существенно различными и даже прямо противоположными друг
другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим и,
наконец, положительным методом. Отсюда и возникают три взаимно
исключающие друг друга вида философии, или три общие системы
воззрений на совокупность явлений: первая есть необходимая
исходная точка человеческого ума; третья – его определѐнное и
окончательное состояние; вторая служит только переходной
ступенью.
В теологическом состоянии человеческий дух, направляя свои
исследования, главным образом, на внутреннюю природу вещей,
первые и конечные причины поражающих его явлений, стремясь,
одним словом, к абсолютному познанию, воображают, что явления
производятся прямым и постоянным воздействием более или менее
многочисленных сверхъестественных факторов, произвольное
вмешательство которых объясняет все кажущиеся аномалии мира.
В метафизическом состоянии, которое на самом деле
представляет собой только общее видоизменение теологического,
сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами,
настоящими сущностями (олицетворенными абстракциями),
неразрывно связанными с различными вещами, и могущими сами
собой производить все наблюдаемые явления, объяснение которых
состоит в таком случае только в подыскании соответствующей
сущности.
Наконец, в положительном состоянии человеческий дух познаѐт
невозможность достижения абсолютных знаний, отказывается от
исследования происхождения и назначения существующего мира и от
познания внутренних причин явлений и стремится, правильно
комбинируя рассуждение и наблюдение, к познанию действительных
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 44
- 45
- 46
- 47
- 48
- …
- следующая ›
- последняя »