Философский лабиринт - 45 стр.

UptoLike

Рубрика: 

45
наконец, с отчаяния от бесплодности попыток на этих путях оно ищет
последнего убежища и строит противоположное учение о постоянном
становлении, произрастании, происхождении, проявлении на свет из
мрака, из тѐмного основания, первооснования, без основания и тому
подобном вздоре, от которого, впрочем, можно короче всего
отделаться замечанием, что до настоящего мгновения протекла уже
целая вечность, т.е. бесконечное время, отчего всѐ, чему можно и
должно совершиться, уже должно было быть. Ибо вся эта
историческая философия, сколько бы важности она на себя ни
напускала, принимает время за определение вещей в себе ( словно
Кант никогда и не существовал) и поэтому застревает на том, что
Кант называл явлением в противоположность вещи в себе, на том,
что Платон называл становящимся, никогда не сущим, в
противоположность сущему, никогда не становящемуся, на том,
наконец, что у индусов называется тканью Майи: другими словами,
эта философия ограничивается тем подвластным закону основания
познанием, с помощью которого никогда нельзя достигнуть
внутренней сущности вещей, а можно только до бесконечности идти
во след явлениям, двигаться без конца и цели подобно белке в колесе,
пока, наконец, утомлѐнный искатель не остановится на любой точке,
вверху или внизу, желая потом добиться и со стороны других
почтения к ней.
Истинное философское воззрение на мир, т.е. то, которое учит
нас познавать его внутреннюю сущность и, таким образом, выводит
нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда и зачем, а
всегда и всюду интересует его только что мира: иначе говоря, оно
рассматривает вещи не в каком-либо отношении, не как
становящиеся и преходящие словом, не в какой-либо из четырѐх
форм законов основания, а, наоборот, имеет своим объектом как раз
то, что остаѐтся по устранении всего этого подчинѐнного названному
закону способа познания, то, что проявляется во всякой
относительности, но само ей не подчинено, то, что составляет всегда
равную себе сущность мира, его идею. Из такого познания исходит
как искусство, так и философия, исходит также (...) и то настроение
духа, которое одно ведѐт к истинной святости и искуплению от
мира».
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление./ Антология
мировой философии. В 4 т. – М., 1971, Т.3. – С.694-696.