ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
43
«Итак, абсолютный философский акт состоит в том, чтобы
беспредметное делать предметным,
непостижимое – постижимым, другими словами,
объект жизненных интересов превращать в
мысленный предмет, в предмет знания, – это тот
же акт, которому философия, вообще знание
обязано своим существованием. А
непосредственным следствием этого является то
обстоятельство, что начало философии
составляет начало науки вообще, а вовсе не начало специального
знания, отличного от знания реальных наук. Это подтверждается
даже историей. Философия – мать наук. Первые естествоиспытатели,
как древнего, так и нового времени, были философами... По мере
развития пусть философия отмежуется, но если она начнѐт с
обособления, то она никогда в конце надлежащим образом с опытом
не объединится, как это всѐ же желательно, – ведь благодаря
самостоятельному началу она никогда не выйдет за пределы точки
зрения отдельной науки, она неизменно сохранит как бы надуманное
поведение щепетильной особы, которая боится потерять своѐ
достоинство от одного прикосновения с эмпирическими орудиями;
словно одно только гусиное перо было органом откровения и
орудием истины, а не астрономический телескоп, не
минералогическая паяльная трубка, не геологический молоточек и не
лупа ботаника...
А каким образом философия доходит до опыта? Тем, что она
только усваивает его результаты? Нет. Только тем, что она в
эмпирической деятельности усматривает также деятельность
философскую, признавая, что и зрение есть мышление; что
чувственные органы являются органами философии. Новейшая
философия именно тем и отличалась от философии схоластической,
что она снова соединила эмпирическую деятельность с
мыслительной, что она в противоположность мышлению,
отмежѐванному от реальных вещей, выставила тезис –
философствовать следует, руководствуясь чувством. Поэтому если
мы обратимся к началу новейшей философии, то мы будем иметь
перед собою подлинное начало философии. Не в конце своего пути
приходит философия к реальности, скорее с реальности она начинает.
Только этот путь, а не тот, который намечается автором в согласии со
спекулятивной философией со времен Фихте, есть единственно
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 41
- 42
- 43
- 44
- 45
- …
- следующая ›
- последняя »