Философский лабиринт - 49 стр.

UptoLike

Рубрика: 

49
смотрели с эстетическим любопытством, то в отношении многих
философов порой понятно опасное желание видеть их в вырождении
(когда они выродятся в «мучеников», вопящих с подмостков и
трибун).
...Никто так просто не согласится считать некое учение
правдивым только потому, что оно делает людей счастливыми или
добродетельными... Нечто до крайности вредное и опасное могла бы
быть истинным; и могла бы случиться так, что в фундаментальной
устроенности бытия заложена погибель людей от полноты его
познаний, так что тогда сила ума измерялась бы тем, сколько
«правды» способен он вынести или, чтобы сказать яснее, до какой
степени он нуждается в том, чтобы истину разжижали, искажали,
услащали, затуманивали, занавешивали. Но не подлежит никакому
сомнению то, что для открытия истины в известных еѐ частях люди
несчастные и недобрые находятся в особо благоприятном положении
и могут скорее рассчитывать на удачу,...Возможно, хитрость и
жестокость благоприятствуют возникновению сильного и
независимого ума и философа в большей степени, нежели
податливое благодушие и искусство ко всему относиться легко, что
так ценят, и по праву, в человеке учѐном. Главное ( надо об этом
предупредить), не сужать понятие «философа» до пишущего книги
философа тем более такого, который в книгах излагает свою
философию!...»
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии.
1989,№ 5. С. 126-127, 137,144.
«...Если мы обратимся к истории с вопросом о том, что,
собственно, есть философия, и справимся у людей, которых называли
и теперь ещѐ называют философами, об их воззрениях на предмет их
занятий, то мы получим самые разнообразные и бесконечно далеко
отстоящие друг от друга ответы; так что попытка выразить это
пѐстрое многообразие в одной простой формуле и подвести всю эту
неопределѐнную массу явлений под единое понятие была бы делом
совершенно безнадѐжным.
...Прежде всего... нам придѐтся посчитаться с утверждением, что
высшим понятием по отношению к философии служит понятие
науки... Таким образом, несмотря на свои несовершенства,
философия заслуживала бы названия науки, если бы можно было
установить, что всѐ то, что зовѐтся философией, имеет стремление