ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
50
быть наукой и, при правильном разрешении своей задачи, может
стать ею. Но этого-то и нет на деле. Подобная характеристика
философии стала бы уже сомнительной, если бы можно было
показать – а это можно показать и уже было показано, – что задачи,
которые ставят себе философы, и притом не попутно, а считая их
своей главной целью, ни в коем случае не могут быть разрешены
путѐм научного познания.
Если справедливо утверждение о невозможности научного
обоснования метафизики – утверждение, впервые выставленное
Кантом и затем выступавшее в самых различных формах, – то этим из
пределов «науки» исключаются все те «философии», которым
присуща метафизическая тенденция, а последняя, как известно,
обнаруживается не только во второстепенных явлениях истории
философии, но и в тех еѐ высших точках, имена которых знакомы
всякому...
... Итак, есть много оснований, почему философия не может
быть так легко подведена под понятие науки, как это себе
обыкновенно представляют под влиянием внешних условий
проявления философской мысли и ходячей терминологии. Конечно,
каждый может создать себе такое понятие философии, которое
допускает это подведение; это часто бывало, это всегда будет
повторяться, и это мы сами попытаемся сделать. Но если
рассматривать философию как реальный исторический продукт, если
сравнить между собой всѐ то, что в духовном развитии европейских
народов называется философией, то это подведение недопустимо.
Сознание этой истины обнаруживается в различных формах. В самой
истории философии оно выражается в том, что от времени до
времени постоянно возникает стремление «возвысить, наконец,
философию до уровня науки». В связи с этим стоит и то явление, что
где бы ни разгорался спор между философскими направлениями,
всегда каждое из них склонно приписывать только себе одному
характер науки и отрицать его в воззрениях противного направления.
Различие между научной и ненаучной философией есть излюбленная
с глубокой старины полемическая фраза. Платон и Аристотель
впервые противопоставили свою философию в качестве науки
(epistema) софистике как ненаучному, полному непроверенных
предпосылок мнению (doxa); ирония истории пожелала, чтобы теперь
это соотношение было вывернуто наизнанку: позитивистские и
релятивистские представители современной софистики имеют
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 48
- 49
- 50
- 51
- 52
- …
- следующая ›
- последняя »