Философский лабиринт - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

5
Тема 1. Философия в системе духовной культуры
«...Истинные философы гонят от себя все желания тела,
крепятся и ни за что им не уступают, не боясь
разорения и бедности, в отличие от большинства,
которые корыстолюбиво, и хотя они, в отличие от
властолюбивых и честолюбивых, не страшатся
бесчестия и бесславия, доставляемых дурною
жизнью, они от желаний воздерживаются...
...Тем, кто стремится к познанию, хорошо
известно вот что: когда философия принимает
под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к
нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по
себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в
глубочайшем невежестве. Видит философия и всю грозную силу этой
тюрьмы: подчиняясь страстям, узник сам крепче любого блюстителя
караулит собственную темницу. Да, стремящимся к познанию
известно, в каком положении бывает их душа, когда философия берѐт
еѐ под своѐ покровительство и с тихими увещаниями принимается
освобождать, выявляя, до какой степени обманчиво зрение,
обманчив слух и остальные чувства, убеждая отдаляться от них, не
пользоваться их службою, насколько лишь это возможно, и советуя
душе сосредоточиваться и собираться в себе самой, верить только
себе, и не считать истинным ничего из того, что она с помощью
другого исследует из других вещей, иначе говоря, из ощутимых и
видимых, ибо то, что видит душа, умопостигаемо и безвидно. Вот то
освобождение, которому не считает нужным противиться душа
истинного философа, и потому она бежит от радостей, желаний,
печалей и страхов, насколько это в еѐ силах, понимая, что, если кто
сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным
желанием, он терпит только обычное зло, какого и мог бы ожидать,
например, заболевает или проматывается, потакая своим страстям,
но и самое великое, самое крайнее из всех зол и даже не отдаѐт себе в
этом отчѐта...
...У любой радости или печали есть как бы гвоздь, которым она
пригвождает душу к телу, пронзает еѐ и делает как бы телесною,
заставляя принимать за истину всѐ, что скажет тело. А, разделяя
представления и вкусы тела, душа, мне кажется, неизбежно
перенимает его правила и привычки, и уже никогда не прийти ей в
Аид чистою – она всегда отходит, обременѐнная телом, и потому