ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
58
познание зависит от объема пережитого опыта, опыта всех
противоречий человеческого существования, опыта трагического.
Опыт человеческого существования в его полноте лежит в основе
философии. В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную
от жизни эмоциональной и волевой. Разум автономен в отношении ко
всякому внешнему авторитету, он автономен вовне. Но он не
автономен внутри, не автономен в отношении к целостной жизни
познающего философа, не отрезан от его эмоциональной и волевой
жизни, от его любви и ненависти, от его оценок... Нет человека,
который был бы вполне свободен от философии, хотя бы
примитивной, детской, наивной, бессознательной. Ибо каждый
мыслит, говорит, употребляет понятия, категории или символы,
мифы, совершает оценки...
Процесс познания не есть пассивное приятие вещей, не есть
только действие объекта на субъект, оно неизбежно активно, оно есть
осмысливание того, что приходит от объекта, оно всегда означает
установление сходства и соизмеримости между познающим и
познаваемым...
...Философы всегда составляли небольшую группу в
человечестве, их всегда было немного. И тем более поразительно, что
их так не любят. Философию и философов не любят люди религии,
теологи, иерархи церкви и простые верующие, не любят учѐные и
представители разных специальностей, не любят политики и
социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и
революционеры, не любят инженеры и техники, не любят артисты, не
любят простые люди, обыватели. Казалось бы, философы люди
самые безвластные, они не играют никакой роли в жизни
государственной и хозяйственной...
Философия чужда большей части людей, и вместе с тем каждый
человек, не сознавая этого, в каком-то смысле философ... Вопросы
математики или естествознания гораздо более чужды огромной массе
людей, чем вопросы философские, которые в сущности ни одному
человеку не чужды... Человек, испытывающий отвращение к
философии и презирающий философов, обыкновенно имеет свою
домашнюю философию... Философ должен в своѐм разуме, а не в
разуме других раскрыть истину, раскрыть сверхчеловеческое и
божественное».
Бердяев Н. И мир объектов. Опыт философии одиночества и
общения. – Париж. – С.5-28.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 56
- 57
- 58
- 59
- 60
- …
- следующая ›
- последняя »