Прикладная этика - 19 стр.

UptoLike

Рубрика: 

19
значения: он ценит их за обогащающий человеческий опыт фактор. Сторонники
антропоцентризма часто заявляют, что охрана природы ему не противоречит,
ибо природоохрана выгодна человеку. Однако в этом утверждении имеется
«двойное дно»: в отличие от экоцентризма и биоцентризма антропоцентризм
полагает, что уничтожение природы становится проблемой только тогда, когда
это касается человека.
Неантропоцентризм. Наиболее ярко экологическая проблематика, свя-
занная с выживанием человеческой цивилизации просматривается у русских
космистов. У истоков экологической проблематики стоит Н.А. Умов. Он впер-
вые осветил эту тему в своей статье «О задачах развития техники в связи с ис-
пользованием природных ресурсов», опубликованной в 1913 г. Особенно от-
четливо эта тема начинает звучать в работах К.Э. Циолковского,
В.И. Вернадского и др. В настоящее время об экологической проблеме загово-
рили во всем мире. Создаются международные симпозиумы, конгрессы, сове-
щания. Но особо хочется отметить деятельность Н. Моисеева, в творчестве ко-
торого экологическая проблематика зазвучала особенно остро. Один из основ-
ных тезисов, который отстаивает Н. Моисеев, это тезис о «Единстве
человека и биосферы» (следует отметить, что традиция рассматривать
человека как неотъемлемую часть природы (космоса), красной нитью про-
ходит через многообразие идей русских космистов). Только исходя из этого
принципа, мы можем достоверно изучать процессы, происходящие на планете,
анализировать их и предлагать варианты выхода из экологического кризиса.
Эволюцию биосферы характеризуют три основных принципа: изменчивость,
наследственность и отбор. Заимствованная у Ч. Дарвина «триада» значительно
видоизменена и дополнена принципами синергизма. Иными словами, «дарви-
новская триада» приобретает более универсальный характер, позволяющий
описывать механизмы, происходящие в любой открытой, самоорганизующейся
системе. Изменчивость. «Этим словом закодировано множество разнообраз-
нейших явлений, создающих поле вариантов, необходимых для выбора даль-
нейшего продолжения процесса эволюции системы»
5
. Наследственность. «Оно
означает лишь то, что настоящее и будущее любой подсистемы, т. е. любого
элемента Универсума, не определяется, а зависит от прошлого»
6
. Отбор. «Это
прежде всего законы сохранения. Никакой процесс изменения не может идти
вопреки закона сохранения движения»
7
. Это значит, что из множества вариан-
тов развития система отбирает тот, диссипативная функция которого мини-
мальна, т.е. требует для свой реализации минимума энергии.
Биосфера это открытая система, подчиняющаяся принципам самоор-
ганизации и испытывающая на себе влияние внешних и внутренних флюктуа-
ций (случайностей). Именно эти флюктуации запускают бифуркационный ме-
ханизм, переводящий систему в совершенно новое состояние. В результате
5
Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развития природы и общества // Вопросы фи-
лософии. 1999. №4. С.4.
6
Там же.
7
Там же. С.5.