Прикладная этика - 21 стр.

UptoLike

Рубрика: 

21
тивный Разум это не совокупность индивидуальных интеллектов, это качест-
венно новое образование, достижение которого Н.Н. Моисеев видит через
дальнейшее развитие компьютерной техники (глобальная сеть Интернет тому
подтверждение). Именно Коллективному Разуму, во много раз усиленному
компьютерной техникой, под силу сохранять стабильность биосферы и выби-
рать тот канал эволюции, который и обеспечит коэволюцию человека и био-
сферы. Эпоха Ноосферы прежде всего будет характеризоваться тем, что чело-
вечество научится управлять процессами самоорганизации биосферы. «Во вся-
ком случае, стихийный процесс самоорганизации должен войти в некое русло с
весьма жесткими берегами, которые определяются возможностью предвидеть
те опасности, которые ожидают человечество, и теми возможностями, которы-
ми располагает человечества для управления собственным поведением в своей
экологической нише»
11
.
Стратегия вступления в эпоху Ноосферы: формирование экологиче-
ской этики. Вступление в эпоху Ноосферы, по мнению Н.Н. Моисеева, должно
произойти не как бифуркационный скачок, т.к. любой бифуркационный меха-
низм может развиваться в совершенно непредсказуемом направлении и привес-
ти в конечном итоге к гибели человечества. Человечество с самого начала
должно контролировать этот переход, разрабатывать определенную стратегию,
стратегию Разума. «Нужно говорить, что общество способно обеспечить режим
коэволюции с биосферой в том случае, если деятельность людей не допустит
новой буфуркации, перехода биосферы в новый канал своей эволюции, или,
пользуясь языком теории динамических систем, в новый аттрактор
12
». Разра-
ботка стратегии не дело узкого круга лиц. Принципиальной для
Н.Н. Моисеева является идея кооперации всех отраслей знания естественных
и гуманитарных наук. Будучи специалистом, в теории управлении и теории ин-
формационных систем, Н.Н. Моисеев исследует проблему анализа возможных
каналов развития биосферы, исходя из современного еѐ состояния. Однако уче-
ный ясно осознает, что лишь «физикалистскими» методами, т.е. изучением
биосферы, анализом еѐ возможного развития и предложениями мировому со-
обществу конкретных действий, ситуацию не изменить. Необходимо формиро-
вание новой экологической этики.
Вот несколько принципов экологической этики, предложенных
Н.Н. Моисеевым:
1. Необходимо знать законы развития биосферы, и взаимодействие чело-
века с биосферой должно строиться на знании этих законов.
2. Установление общих правил отношения человека и Природы.
3. Человек должен жить в условиях коэволюции биосферы и общества.
4. Человек должен думать о будущем поколении.
5. Право наций на расходование ресурсов по количеству населения.
6. Избегать воздействия на природные циклы круговорота веществ.
11
Там же. С.137.
12
Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы
философии. 1999. №4. С.10.