Прикладная этика - 3 стр.

UptoLike

Рубрика: 

3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учение о нравственной деятельности и нравственных идеалах есть эти-
ка. «Настоящая суть этики это субъективные идеалы, которые она ставит соз-
нательной жизни и деятельности человека. Характеристическая особенность
всех этих идеалов та, что они имеют задачею и целью вывести человека из уз-
кого, тесного круга обособленной индивидуальности и поднять его до идеаль-
ного типа человека. В числе этических идеалов на первом месте стоит стремле-
ние прежде всего к истине, правде и душевной красоте. В объективном смысле
истина, правда и красота являются как результат стремления, как известное со-
четание явлений и данных. Мы говорим о научных или теоретических истинах,
о правде в законе, суде и управлении, о красоте действительных явлений и ху-
дожественных произведений. В субъективном же смысле этими названиями оз-
начается то душевное расположение и настроение, с которыми человек работа-
ет в самых разнообразных сферах деятельности и без которых нельзя произве-
сти ничего прочного значительного и полезного для себя и других»
1
.
А. Белый считал мораль «формой фантазии», но не произволом, а фено-
меном человеческого творчества свободного, адогматического, ценностного
по своей сути. Эту мысль он вынес из антропософии Р. Штейнера. Мораль не
выводится, а непосредственно дается. По словам Ф. Бредли, нет никакой нужды
задавать себе вопрос и с помощью научных процедур решать, что такое мораль.
Ибо мораль это то, что вокруг нас. Этика не знание, а побуждение, глубо-
чайший внутренний импульс, жизненная воля, жизнь сознания во всей полноте
и глубине последнего. Нравственность это особый способ решения жизнен-
ных проблем человека и социума, удовлетворение потребностей человеческой
природы в духовно идеале и духовных ценностях
2
.
Что же такое этика? Именно такой вопрос себе задавал российский фило-
соф А.Ф. Лосев в начале ХХ века. В самом начале своих рассуждений он наме-
ренно пытается избегать такой категории как нравственность. «Поэтому мы
возьмем понятие не «нравственность», а просто «человеческая деятельность».
Этика, значит, есть учение о человеческой деятельности. Человеческая дея-
тельность составляется из отдельных поступков. Главнейший и самый первый
вопрос этики поэтому состоит в определении границы доброго и злого, в опре-
делении того, что нравственно и что безнравственно»
3
.
Исследователь может прийти к тому выводу, что ни добра, ни зла нет в
человеке, что существует только человеческая деятельность, в которой добро и
зло являются не больше, как разными сторонами одного и того же явления. Все
вышеперечисленное требует доказательства, т.е. разработки учения о добре и
зле, а потому эта часть этики должна существовать независимо от того или ино-
го взгляда на ее предмет. Найдя границу, отделяющую добро от зла, появляется
необходимость отдельно изучать как первое, так и второе, порознь и во взаимо-
1
Кавелин К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания //
Философские науки. 1990. №11. С.92 – 99.
2
Гарин И. Что такое этика, культура, религия. – М., 2002. С.4 – 5.
3
Лосев А.Ф. Этика как наука // Человек. 1995. №2.