Прикладная этика - 5 стр.

UptoLike

Рубрика: 

5
тике. Об этом свидетельствуют специальные зарубежные журналы по этике.
Например, с начала 70-х годов ХХ в. в журнале «Этика» стали появляться ста-
тьи по этим проблемам, а вскоре был основан новый журнал «Философия и
общественные дела», посвященный прикладным проблемам философии, а поз-
же в 90-х годах еще один журнал «Прикладная философия». Сегодня жур-
нал «Этика» на две трети состоит из статей, посвященных прикладным этиче-
ским проблемам, при минимальном количестве чисто академических статей.
Можно констатировать факт, что в начале нового тысячелетия возник новый
образ этики никогда ранее не существовавший. На первый взгляд, кажется, что
может быть общего между медициной, политикой, правом, экологий, бизнесом.
Вышедший в 1995 году международный энциклопедический словарь «Этика»,
впервые начинает публиковать статьи по прикладной этике. Этот словарь в тот
момент был единственной обзорной работой охватывающей такие сферы эти-
ческого исследования как: биоэтика («генная инженерия», «суррогатное мате-
ринство»), «права животных», экологическая этика («природа и ее права», «вы-
бросы»), политическая и юридическая этика («шпионаж», «смертная казнь»),
военную этику, сексуальную, политическую, компьютерную, этику искусства,
цензуры, и т.п. Издатели данной престижной работы стремятся не только вос-
произвести и отразить в ней современные достижения прикладной этики, но
попытались объяснить генезис и причины возникновения этого особого вида
этики. Основная причина рост человеческих знаний и технологических воз-
можностей.
Возникновение и сущность прикладной этики. Уже в начале ХХ века
был поставлен вопрос о необходимости переосмысления задач этики, нахожде-
ния новых путей и методов, по сравнению с традиционной этикой. Дж. Э. Мур
был первым, кто выступил с критикой всех традиционных направлений этики.
Он подробно проанализировал недостатки и ошибки метафизической этики
И. Канта, натуралистической этики, в самых различных ее разновидностях,
утилитаристской, эмотивистской этики, и показал, что ни одно из существо-
вавших в этике направлений не в состоянии решить ни один из ее основопола-
гающих вопросов что такое добро, идеал, правильное поведение, счастье. С
этого критического настроя началось развитие западной этики в ХХ в. И
этот негативно-критический настрой оказался весьма конструктивным.
Дж. Мур положил начало целому особому периоду в существовании этики, по-
лучившему общее название метаэтики. В русле метаэтики были подвергнуты
строго логическому анализу все основополагающие этические понятия: добро,
идеал, долг, правильное и неправильное и др. Результаты анализа в целом ряде
случаев были весьма неутешительными для этики. В последующем критика
уже метаэтики завершилась почти единодушной решимостью обратиться от су-
хой логики к жизненным фактам моральной, социальной и психологической
эмпирики.
Следующий после метаэтики второй период в развитии западной этики
ознаменовался именно таким поиском прорыва к реальной жизни к социо-
логии и психологии морали. Этот второй назовем его дескриптивным пери-
од просуществовал не слишком долго, всего два-три десятилетия. Исследова-