ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
6
ние эмпирических фактов из области социологии и психологии морали – убе-
дительно показали, что и здесь этика еще не обретает своего главного предмета:
конкретного человека, на протяжении всей своей жизни сталкивающегося с ре-
альными моральными проблемами. Ведь и социология, и психология морали
все-таки имеют дело все с тем же усредненным, а значит абстрактным индиви-
дом, объектом моральных норм и их транслятором. Именно здесь человек уже
становится главным предметом изучения, а науку начинают интересовать все
детали, все конкретные подробности его поведения с моральной точки зрения,
т.е. конкретные ситуации, где на карту ставятся не только деньги и благополу-
чие людей, но часто и сама жизнь.
Третий период – новейший, текущий – в развитии западной этики, как мы
полагаем, представляет собой период прикладной этики. «На наших глазах эти-
ка в течение текущего столетия прошла путь от сугубо теоретического, абст-
рактно-логического, методологического анализа в виде метаэтики – до, может
быть, высшего своего достижения – до решения самых насущных, острых,
больных, прямо и непосредственно касающихся живого человека проблем – до
биоэтики и прикладной этики в целом. Такова одна из весьма правдоподобных
гипотез относительно причин возникновения прикладной этики: тупик мета-
этики был благополучно преодолен за счет возникновения сначала дескриптив-
ной, а затем и прикладной этики. Как пишет Л.В. Коновалова: «Сам термин
―прикладная‖ наука возник внутри естествознания, внутри фундаментальной
науки. Из нее он был вскоре перенесен в гуманитарные науки, в том числе, в
философию и этику. Важно подчеркнуть лишь, что для такого разграничения
теоретической и прикладной разновидностей одной и той же науки необходимо
только одно условие: чтобы теоретическая ее часть достаточно хорошо разви-
лась и как бы достаточно далеко ушла от практики. В этике это сделала мета-
этика, которая провозгласила себя принципиально отличной от нормативной
этики, а значит, от этики, обращенной к практике, к жизни».
Если заглянуть в классические учебники по этики, то практически все ав-
торы единодушно пролеживают две тенденции развития традиционной этики:
теоретичность – ориентация на выработку строго научной теории – и «практич-
ность» – подчеркивание особого характера этического знания – его направлен-
ности на практику, необходимости его приложения к решению реальных, жиз-
ненных задач. Самое интересное, то, что именно И. Кант, говоря современным
языком, может считаться и первым «прикладником». Даже виды прикладной
этики И. Кант наметил именно те, которые, через 200 лет стали основными ви-
дами современной прикладной этики: антропологические, педагогические, по-
литические и др. проблемы. Именно Канту удалось предвидеть и те проблемы,
которые, казалось бы, уже полностью зависят от ситуации конца ХХ в. В его
трудах содержатся высказывания об эвтаназии, о моральном статусе эмбриона
и др.
Появление и стремительное развитие прикладной этики в последней чет-
верти ХХ столетия явилось почти для всех полной неожиданностью. Согласим-
ся с утверждением Л.В. Коноваловой, что «прикладная этика – это особый вид
этики не потому, что она накладывается на новый проблемный материал, а по-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- …
- следующая ›
- последняя »