ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
7
тому, что она дает новое понимание проблем морали, представляет собой но-
вый вид этики, новый подход к проблемам самой этики. Она предъявила новые
требования к развитию этики, по-новому формулирует ее предмет, ставит перед
этикой новые задачи. Она представляет собой новый вид этики потому, что да-
ет новое понимание этики. Наше понимание сущности прикладной этики, это
важно подчеркнуть, исходит еще и из того, что в современной западной этике
прикладная этика буквально на наших глазах превращается из отдельной части
внутри структуры этики в почти самостоятельную этическую науку. Она разви-
вается во многом параллельно этике, но как бы постепенно и замещает ее, бо-
лее преобладая в объеме и уровне.
Основной причиной возникновения прикладной этики стала – гуманиза-
ция всей жизни человека и общества, понимание ценностей индивидуально-
личностного характера, а каждая из трех версий в отдельности и совокуп-
ность всех их вместе взятых выразили лишь те конкретные условия и формы,
в которые вылился этот процесс в области этики в конце двадцатого столе-
тия ее существования. Так, Э. Фромм в работе «Человек для самого себя» по-
лагает, что именно гуманистическая этика помогает преодолеть человеку край-
ности: с одной стороны религию с ее догмами веры, а с другой стороны реляти-
визм, который не видит ничего устойчивого в нравственных представлениях
человека. Гуманистическая этика считает, что ценностные суждения могут
быть выработаны на основе разума. Разумно познавая себя, человек может быть
«самим собой» и «для самого себя» В данной этике «добро – раскрытие челове-
ческих сущностных сил, а добродетель – ответственность по отношению к соб-
ственному существованию. Злом же является всякая помеха развитию челове-
ческих способностей, а пороком – безответственность по отношению к себе.
Эта этика рассматривается им как «прикладная наука искусства жить».
Прикладная этика возникла (и отдельные ее области и разновидности
будут возникать) там и тогда, где возникала или будет возникать угроза
жизни и существованию человека и человечества, опасность ущемления его
неотъемлемых прав и интересов – будь то сфера биологического эксперимен-
та, медицинского обслуживания или экологического выживания, там, где
предпринимались попытки в очередной раз «обойтись без этики», поставить
на первое место какие-то соображения минутной выгоды, экономической не-
обходимости или чьих-то интересов, отодвинуть этические соображения на
второй план, там, где возникала новая опасность для жизни и страх смерти.
Этика немедленно бросалась в эти лакуны, «отсеки» и сферы для того, чтобы
вновь и вновь защищать интересы человека и его жизнь, напоминать о его
правах и его достоинстве, о его самоценности и приоритетности перед всем
прочим. Вот эта необходимость новой защиты человека в новых условиях кон-
ца ХХ века – в его больных точках – и стала главной причиной возникновения
такого явления, как прикладная этика. Так, еще в 1988 г. вышла в свет в США
одна из первых книг, в названии которой стоит термин «прикладная этика» –
«Прикладная этика и этическая теория». Цель и задачи помещенных в сборнике
статей, состояли в том, чтобы исследовать этические проблемы, выдвигаемые
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- …
- следующая ›
- последняя »