Прикладная этика - 9 стр.

UptoLike

Рубрика: 

9
ральных дилемм, они реально существуют, и прикладная этика показывает, ка-
ковы возможности их решения. Моральных дилемм существуют тысячи, по-
этому все перечислить и назвать, а тем более проанализировать невозможно.
Тема №2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Понятие экологической этики впервые появляется в западной философии
в середине 70-х гг. ХХ в. вслед за известными докладами Римскому клубу в
связи с необходимостью осмысления причин и последствий экологического
кризиса, а также поиска социально-приемлемых способов его разрешения.
Представители этого течения Д. Козловский, Д. Пирс, Т. Кнефир,
Я. Тинберген, Х. Ролстон и др. сосредотачиваются на морально-этической
проблематике, отмечая глубокий разрыв между экологическим и этическим
развитием мира. Значимость этого философского направления прежде всего в
том, что оно вышло за границы внешних пределов роста (исчерпаемость при-
родных ресурсов, загрязнение окружающей среды, рост народонаселения); его
представители пришли к выводу, что обсуждение глобальных проблем в отрыве
от моральных императивов, этических ценностей, нравственных ориентаций
является бесперспективным.
Надо сказать, что идеи, которые можно сегодня обозначить понятием
экологическая этика, высказывались гораздо раньше. Так, мировоззренческие
установки восточных культур включают в себя представления о мире как еди-
ном организме, все части которого влияют друг на друга. Например, древние
учения Индии основываются на идеи единства Вселенной, где действуют одни
и те же законы для всех миров видимых и невидимых, а космос возникает в
результате брачного союза неба и земли. Древняя мудрость стремилась выйти
за пределы видимого мира, чтобы узнать причины невидимых явлений. Изуче-
ние человека поможет раскрыть истинный смысл и цель его жизни как земной,
так и потусторонней, определить его место в мироздании, привести индивиду-
альную жизнь в гармонию с жизнью Вселенной. Идеал внутреннего единства и
гармонии человека и природы выражался принципом: одно во всем и все в од-
ном. Следовательно, мир не воспринимался как дуально разделенный на при-
родный и человеческий, это целостная система, в которой стремление каж-
дой части должно совпадать со стремлением целого. Человек, включенный в
этот мир, должен ощутить мировой ритм, привести свой разум в соответ-
ствие с «небесным ритмом», и тогда он сможет постичь природу вещей и ус-
лышать «музыку человечества». Таким образом, действия человека должны
всегда соответствовать естественным закономерностям природы и служить не
только ее сохранению, но и возвеличиванию. Условиями достижения этого
идеала в восточных культурах провозглашаются самовоспитание и самоогра-
ничение, обеспечивающие адаптацию человека к природному целому.
Идеи единства человека и природы разрабатывались и представителями
русского космизма Н. Федоровым, К. Циолковским, А. Чижевским,
В. Вернадским и др. Здесь идеалом провозглашается деятельность людей, ко-
торая могла бы обеспечить гармонизацию человека и природы, их совместное
согласованное развитие. Условием же реализации этого идеала русские фило-