ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
11
людей на безопасную окружающую среду, на достижение личного счастья и
благополучия, на достойное качество жизни. Должны уйти безвозвратно войны,
бедность, нищета. Такая система, как указывается в документе, является един-
ственной, могущей противостоять экологической катастрофе. Но в мире, где
доминируют другие ценности, официально признанные возможным образцом
общественных отношений, пропаганда этих идей исключена, даже если они и
являются условием выживания человечества. Опираясь на ценные идеи, выска-
занные по данному вопросу в истории культуры, мы попытаемся с позиций
системного подхода, включающего структурную и функциональную характе-
ристику системы, исследовать понятие экологической этики. Мы выделим в
этой системе фундаментальные принципы, носящие сущностный характер, и
принципы существования, которые могут изменяться в процессе эволюции
культуры, и, в конечном итоге, постараемся ответить на вопрос, поставленный
в названии статьи: может ли экологическая этика спасти человечество. Для
дальнейшего исследования проблемы нам потребуется определение экологиче-
ской этики.
Под экологической этикой мы будем понимать совокупность нравст-
венных принципов взаимодействия человека и природы, обеспечивающих цело-
стность экосистем и достойное качество жизни человека. Экологическая
этика опирается на определенные положения, сложившиеся в культуре взаи-
модействия человека и природы на протяжении длительного исторического
развития и сегодня получившие название экологической культуры.
А.А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и приро-
дой.
1) Безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко
(поджег леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демон-
страции силы и т.д.).
2) Отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее вре-
мя. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые
для поддержания благополучия.
3) Отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугу-
бо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему
принесет познание, его задача – искать объективные законы природы, незыбле-
мые основания, на которых покоится все мироздание.
4) Отношение эстетическое.
Однако А.А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недо-
пустимыми, а третий и четвертый – недостаточными. Наиболее точная форму-
лировка единственно достойного отношения человека к природе – утверждение
человеческого начала в космосе и космического в человеке. Ее принципы
включают в себя: неразделимость человека и природы, отношение к природе
как источнику материальных и духовных ценностей человека, его совершенст-
вование, потребность в общении с природой с целью наслаждения ее красотой
и стремления раскрыть ее загадки, формирование здорового образа жизни, гу-
манное отношение к миру в целом.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »