ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
12
Определение структуры экологической этики начнем с установки ее сущ-
ностных характеристик, для чего обратимся к работе В. Соловьева «Оправда-
ние добра». В этом произведении он рассматривает первичные данные челове-
ческой нравственности. Все прочие явления нравственной жизни, считает
В. Соловьев, все так называемые добродетели могут быть показаны как видо-
изменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними и
умственной стороной человека. Любое нравственное учение, по его мнению,
может быть только полным и правильным развитием первичных данных чело-
веческой нравственности (к ним мы обратимся несколько ниже), ибо заложен-
ные в них общие требования покрывают всю сферу возможных жизненных от-
ношений человека. Общность этих требований не позволяет остановиться на
простом их существовании как данных в нашей природе и делает необходимым
дальнейшее развитие и оправдание. Таким образом, от первичных данных
нравственности неизбежен переход к принципам, которые выводит из них ра-
зум и которые попеременно выступают на первый план в различных этических
учениях.
Опираясь на эти высказывания В. Соловьева, обратимся к принципам его
нравственной философии, проецируя их на процесс взаимодействия природы и
общества. Поставим на первое место чувство благоговения перед высшим (у
Соловьева перед богом). По его мнению, только человек способен к чувству
благоговейной любви к тому, что превосходит его самого. Природа безусловно
превосходит человека. Благоговение перед природой, перед жизнью вообще ут-
верждает самоценность всего живого и неживого на Земле и в Космосе в целом.
Вторым сущностным принципом экологической этики мы назвали бы жалость
и сострадание. Как принцип экологической этики, жалость и сострадание
должны быть обращены не только на себе подобных, но и на все даже низшие
проявления жизни. Если природа – источник материальной и духовной жизни
человека и человек, осознав это, испытывает стыд, то это чувство порождает
экологическую совесть, внутренний подсознательный контроль за отношением
человека к природе. Сложность формирования этого чувства, как нам кажется,
связана с трудностями преодоления человеком своего эгоизма, его нежеланием
думать о благе будущих поколений и стремлением объяснять разрушение ок-
ружающей среды объективными социальными причинами.
Таким образом, три принципа экологической этики, с нашей точки зре-
ния, могут составить ее фундамент, так как они тесно связаны с положениями
общечеловеческой нравственности и производны от них, потому для индивида
они могут стать нравственным законом. И это очень важно, поскольку эти
принципы призваны регламентировать человеческую деятельность. Для этого
они не только должны навязывать индивиду от имени общества кодекс поведе-
ния, но и предоставить ему возможность вписаться в этот кодекс, не входя в
противоречие с собственным нравственным законом. Следует иметь в виду, что
в культуре в процессе развития формируются новые идеи, опирающиеся на
достижения естественных и гуманитарных наук и выражающие новые законо-
мерности взаимодействия природы и общества. Эти положения могут быть оп-
ровержением или дополнением ранее добытых знаний, выступать в качестве
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- …
- следующая ›
- последняя »