ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
39
ходная позиция права состоит в том, что жизнь имеет равную ценность на всех
стадиях процесса жизнедеятельности вплоть до наступления естественной
смерти. Жизнь – абсолютное благо, и вне зависимости от обстоятельств смерть
не может рассматриваться как нечто лучшее, чем продолжение жизни. Выра-
жение «хуже, чем смерть» с правовой точки зрения просто не имеет смысла.
Поэтому любая смерть, причиненная действиями другого человека, подозри-
тельна праву и может повлечь обвинение в убийстве. Смерть, наступившая в
результате несчастного случая, уголовного преступления или медицинского
вмешательства, в равной мере является в глазах права неестественной. Поэтому
«в рамках права невозможно определить умирание как процесс постепенного
сползания от жизни к смерти».
Отношение к эвтаназии определяется двумя критериями: выражение сво-
бодной воли лица в отношении своей жизни и смерти и наличие медицинских
аргументов в поддержку вмешательства в процесс умирания. Хотя эти крите-
рии имеют разную моральную природу, только их сочетание делает эвтаназию
приемлемой с точки зрения медицинской морали. Возникает вопрос: почему
общество, признавшее за пациентом право отвергнуть искусственное продле-
ние жизни, отказывает ему в праве ускорить неизбежный конец с помощью
врача?
Трудно не признать правоту тех исследователей – философов, правоведов
и медиков, которые указывают на логическую непоследовательность такого
подхода с точки зрения принципа автономии и на его моральную уязвимость. В
самом деле, какая разница между нажатием кнопки, отключающей аппарат ис-
кусственного дыхания, и смертельной инъекцией, если в обоих случаях резуль-
тат один – прекращение жизни? Если говорить о практических возражениях,
выдвигаемых против легализации, то они в равной мере относятся ко всем
формам эвтаназии. Но возможность злоупотреблений со стороны врачей – пал-
лиативная помощь связана с той же опасностью, поскольку применяемые пре-
параты имеют двойное действие, и в некоторых случаях трудно понять насту-
пила ли смерть в результате добросовестных усилий врача или в результате на-
меренного превышения дозы. Говорят о том, что просьба об эвтаназии не все-
гда отражает подлинную волю пациента. Она может быть продиктована давле-
нием со стороны родственников или просто когда человек подписывает заявле-
ние об отказе от искусственного поддержания жизни, он может действовать под
влиянием тех же обстоятельств. Кроме того, проблема создания системы кон-
троля и предотвращения злоупотреблений трудна, но решаема.
Вместо подведения итогов по данной проблеме перечислим аргументы,
как в пользу эвтаназии, так и против ее, используя учебник по прикладной эти-
ке белорусских авторов
15
. Основные этические аргументы в пользу эвтана-
зии: «Автономия личности, предполагающая право каждого человека на само-
утверждение, вплоть до кардинального выбора между жизнью и смертью».
«Сострадание и милосердие». «Здоровье и смерть». «Альтруизм». Считается,
15
Более подробно см.: Прикладная этика. – Мн., 2002. С.92 – 99.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 37
- 38
- 39
- 40
- 41
- …
- следующая ›
- последняя »