Прикладная этика - 56 стр.

UptoLike

Рубрика: 

56
ткань происходила от стихийного выкидыша. Второй принцип накладывает на
врачей обязанность информирования женщин о запланированном использова-
нии ткани уже мертвого плода в исследовательских или лечебных целях. Одна-
ко сам способ получения такого согласия не является четко определенным, что
оставляет возможность разного рода манипуляций. Ведь одно дело вопрос
«Согласны ли Вы на использование полученной из остатков плода мозговой
субстанции с целью пересадки ее человеку, страдающему болезнью Паркинсо-
на?», и совсем другое загадочное: «Согласны ли Вы на использование остат-
ков плода в исследовательских или лечебных целях?». Не все женщины знают,
что такое исследовательские или лечебные цели. Но есть и такие пациентки,
которым кажется, что они не имеют права отказать докторам, когда им предла-
гают участие в медицинском эксперименте. Так или иначе, если признано, что
необходимым условием использования тканей плода в целях трансплантации
является согласие женщины, то в документации следовало бы сказать, на что
именно соглашается женщина.
Существует, кроме того, важная проблема, касающаяся взаимоотношений
между гинекологами и трансплантологами, что четко определяет третий прин-
цип. Трансплантологи не могут «делать заказы» на определенные запасные час-
ти, а гинекологи не должны приспосабливать свои действия к заказам распоря-
дителя. Следует, однако, честно сказать, что сформулированные Британской
Медицинской Ассоциацией принципы, касающиеся использования ткани пло-
да, являются обязательными только для врачей, являющихся членами этого
союза. И весьма правдоподобно, и вполне понятно, что врачи кубинские, мек-
сиканские или польские будут руководствоваться совсем другими принципами.
Провозглашенная в 1987 г. Ватиканом «Инструкция об уважении рождающейся
человеческой жизни» четко говорит, что «останки эмбрионов или человеческих
плодов, полученные в результате добровольного либо недобровольного преры-
вания беременности, должны быть уважаемы так же, как останки других чело-
веческих существ». Ведь если мы признаем, что не существует никаких преград
морального характера, чтобы пересадить орган, взятый от уже мертвого чело-
века кому-то, кому это может спасти жизнь, а как представляется, церковь не
возражает против такого рода действий, то точно так же можно было бы ис-
пользовать мозговую субстанцию, взятую от стихийно произошедшего выки-
дыша плода, если, конечно, родители выразили на это согласие.
Дело в том, что хотя мексиканские исследователи использовали для про-
водимых экспериментов ткани, взятые от стихийных выкидышей, существуют
важные противопоказания тому, чтобы использовать именно такой трансплан-
тационный материал. Факт, что дошло до выкидыша, может указывать на су-
ществование серьезных генетических расстройств в организме плода; кажется
также весьма правдоподобным, что происходящая из такого организма нервная
ткань может иметь трудные для обнаружения хромосомные изменения на мо-
лекулярном уровне. Также и практические соображения говорят против ис-
пользования для трансплантации тканей плодов выкидышей. Самопроизволь-
ные выкидыши, как правило, не удается предвидеть. Поэтому трудно заплани-
ровать операцию. Более того, никогда нельзя быть уверенным, находится ли