Прикладная этика - 58 стр.

UptoLike

Рубрика: 

58
миллиона абортов. Как сообщают достоверные источники, в 1981 г. 78% всех
произведенных абортов было выполнено в сроки между 6 и 11 неделями жизни
плода. 94% абортов было произведено с помощью техники вакуумного отсасы-
вания, которая повсеместно признается самым безопасным методом прерыва-
ния беременности. Использование этой техники делает беспредметным вопрос
о критерии смерти плода; поскольку он находится в состоянии полного и необ-
ратимого прекращения всех биологических функций. Если затем признать, что
ежегодно болезнью Паркинсона в США заболевает около 60 000 человек, то
станет ясно, что предложение черной субстанции значительно превышает
спрос, даже если мы примем совсем неправдоподобное предположение, что все
эти пациенты захотят воспользоваться новым методом лечения.
Приведенные выше директивы Британского Союза врачей четко устанав-
ливают, что «женщина, от которой взят материал плода, должна выразить со-
гласие на его использование в исследовательских или лечебных целях». Подоб-
ные требования формулируют также соответствующие этические комитеты в
Голландии и Швеции. Практические соображения, по которым нужно согласие
женщины, очевидны. Во-первых, потому, что до сих пор не существует никако-
го юридического документа по этому вопросу. Законом не установлено, кто яв-
ляется владельцем этой плодовой ткани. В этой ситуации, естественно, приме-
няются предписания, какие действуют при заборе органов от трупов. В боль-
шинстве западных стран необходимым условием забора органов от трупов яв-
ляется согласие ближайших родственников. В случае с тканью плода такое со-
гласие должна дать сама женщина. Во-вторых, многие женщины ощущают в
результате прерывания беременности чувство вины. Сознание, что, выразив со-
гласие на использование ткани, она может спасти чью-то жизнь или здоровье,
несколько помогает сгладить эту боль. В-третьих, сознательное согласие жен-
щины также существенно с точки зрения блага получателя. Врачи, осуществ-
ляющие пересадку, должны быть уверены, что женщина не больна СПИДом,
желтухой или другими инфекционными болезнями, которые вместе с мозговой
субстанцией можно пересадить пациенту. Известный американский этик Аль-
берт Р. Йонсен, основана на убеждении, что нет никакой значимой в моральном
отношении разницы между трупом взрослого человека и остатками плода. Во
многих странах, в том числе и в Польше, не требуется официального согласия
семьи на забор от трупа какого-то органа для трансплантации. Более того,
считает Йонсен, нет никаких серьезных моральных оснований, чтобы такое
согласие следовало получать, хотя ясно такое согласие требуется в США
обязательно.
Можно, конечно, понять и обосновать глубоко укорененное в нашей
культуре и религиозных традициях уважение к трупам и останкам людей, но, в
сущности, согласие или несогласие семьи на использование органов умершего
человека имеет исключительно символический характер. Также и потому, что
если в игру входит такая существенная вещь, как спасение жизни человека или
уменьшение страдания, мы не должны принимать во внимание благо мертвых,
ибо такое благо вообще не существует; а благо ближайших родственников
должно уступить первенство благу другого умирающего или страдающего па-