Прикладная этика - 59 стр.

UptoLike

Рубрика: 

59
циента. И коль скоро мы соглашаемся на пересадку тканей и органов от мерт-
вых тел взрослых людей, не спрашивая согласия семьи, то тем самым мы долж-
ны соглашаться на пересадку тканей и органов, полученных от мертвых плодов,
не спрашивая согласия женщины. Но если посмотреть, как решается эта про-
блема в Германии, то ярким примером является изменения в законе федераль-
ной земли Бремен о похоронах. Об этом пишет Ю. Хабермас в своей книге
«Будущее человеческой природы». «Принимая во внимание случаи мертворож-
дения, преждевременных родов, а также клинического прерывания беременно-
сти, новая редакция закона требует, чтобы погибшим человеческим зародышам
также оказывалось уважение, подобающее скончавшимся людям. Мертвые за-
родыши не выкидываются как «этические отбросы» (так это формулируется на
казенном немецком языке), но анонимно захораниваются на кладбище в специ-
альной общей могиле. Все это показывает, что с моральной точки зрения «в нас
еще глубоко сидит боязнь за ценность становящейся человеческой жизни. Это
не может не беспокоить все цивилизованные общества».
В 1992 году законодательство России было приведено в соответствие с
принципами защиты прав и достоинства человека в сфере медицины, разрабо-
танными Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Основная позиция
ВОЗ по вопросу о праве человека на свое тело после смерти сводится к призна-
нию этого права по аналогии права человека распоряжаться своей собственно-
стью после смерти. Основываясь на рекомендациях ВОЗ, Закон РФ «О транс-
плантации органов и (или) тканей человека» вводит презумпцию согласия е-
испрошенное согласие), согласно которой, забор и использование органов из
трупа осуществляется, если умерший при жизни не высказывал возражений
против этого, или если возражения не высказывают его родственники. Отсутст-
вие выраженного отказа трактуется как согласие, т.е. каждый человек практи-
чески автоматически превращается в донора после смерти, если он не высказал
своего отрицательного отношения к этому. «Презумпция согласия» является
одной из двух основных юридических моделей регулирования процедурой по-
лучения согласия на изъятие органов от умерших людей.
Второй моделью является так называемое испрошенное согласие», кото-
рое означает, что до своей кончины умерший явно заявлял о своем согласии на
изъятие органа, либо член семьи четко выражает согласие на изъятие в том
случае, когда умерший не оставил подобного заявле-ния. Доктрина «испрошен-
ного согласия» предполагает определенное документальное подтверждение
«согласия». Примером подобного документа являются «карточки донора», по-
учаемые в США теми, кто высказывает свое согласие на донорство. Доктрина
«испрошенного согласия» принята в законодательствах по здравоохранению
США, Германии, Канаде, Франции, Италии. При этом специалисты полагают,
что принцип «презумпция согласия» является более эффективным, т.е. более
соответствует целям и интересам клинической трансплантации. Российские же
трансплантологи считают, что «процесс получения согласия на изъятие органов
по-прежнему является в нашей стране основным фактором, сдерживающим
развитие (расширение) донорства. Прямое обращение врачей к пациенту или
его родственникам («испрошенное согласие») в силу культурно-исторических