ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
61
уровней. Реципиенты получают равные права на соответствующего им донора в
пределах этих программ, которыми предусмотрен также обмен донорскими
трансплантантами между трансплантационными объединениями. Обеспечение
«равных прав» реализуется через механизм выбора сугубо по медицинским по-
казаниям, тяжестью состояния пациента-реципиента, показателям иммунологи-
ческой или генотипической характеристик донора. К известным транспланта-
ционным центрам относятся Евротрансплантант, Франс-трансплант, Сканди-
отрансплант, Норд-Италия-трансплант и др.
Оценивая такую систему распределения органов как гарантию от всевоз-
можных злоупотреблений, рекомендация по созданию «системы заготовки до-
норских органов на региональном или национальных уровнях» оценивается как
одно из общих этических правил. Либеральная позиция сводится к оправданию,
обоснованию, пропаганде трансплантации как нового направления в медицине.
В качестве характерного примера либерального основания донорства может
быть приведена концепция «физиологического коллективизма», разработанная
в 30-е годы А. Богдановым, организатором первого в мире Института перели-
вания крови. Согласно этой концепции донорство – это новая этическая и соци-
альная норма, а переливание крови – один из способов «братания людей» (бук-
вального) и создания из отдельных индивудуумов общества как (опять же бук-
вального) единого «социального организма». Современные трансплантологи не
создают утопических концепций, но стремятся выйти на уровень этических
правил и норм своей деятельности.
Различные формы рекомендаций и правил, которые принимают специа-
листы-трансплантологи в границах либеральной позиции, имеют своим фунда-
ментальным основанием два принципа антропоцентризма. Первый касается на-
туралистическо-материалистического понимания человека, второй – конечно-
сти жизни (отрицания бессмертия души). Расширение практики транспланта-
ции либеральные идеологи связывают с преодолением «мифического отноше-
ния к сердцу как вместилищу души» и символу человеческой идентичности, с
преодолением отношения к смерти как «переходному состоянию». Они видят
прямую связь между прогрессирующим развитием трансплантации и преодоле-
нием общественного психологического барьера в виде традиционно-
религиозной культуры с ее системой ритуалов и отношением к смерти. Они по-
лагают, что успех трансплантологии возможен только в условиях «развитого и
подготовленного общественного мнения, признающего безусловность гумани-
стических ценностей по всему кругу вопросов практики трансплантации орга-
нов». Среди безусловных гуманистических ценностей особо выделяются сле-
дующие три: добровольность, альтруизм, независимость Особое место в либе-
ральной биоэтике занимает понятие «анатомические дары». Подчеркивая «дар-
ственность», т.е. безвозмездность «анатомических даров», либеральная биоэти-
ка пытается преодолеть и исключить возможные экономические мотивы данно-
го поступка. Включение любой формы экономического расчета означает поте-
рю ценностно значимого, нравственного статуса «дарения». Тем не менее либе-
ральная биоэтика представлена и попытками объединения «экономической вы-
годы» и гуманности». Широко известен аргумент, что высокая цена органов,
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 59
- 60
- 61
- 62
- 63
- …
- следующая ›
- последняя »