ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
63
ятии человека с диагнозом смерти мозга как определенной личности: «В таких
случаях надо четко осознавать: при смерти мозга пациент перестает быть чело-
веческой индивидуальностью».
Христианская позиция, которую выразил профессор богословия
В.И. Несмелов, исходит из того, что физическая смерть – не столько переход в
новую жизнь, сколько «последний момент действительной жизни». Понимание
смерти как пусть последней, но «стадии жизни», как «личностно значимого со-
бытия», отношение к которому – это область человеколюбия, область собст-
венно нравственного отношения между человеком умершим и человеком жи-
вым, в частности, между умершим больным и врачом как субъектом нравствен-
ных отношений. В христианстве мертвое тело остается пространством лично-
сти. Почтение к умершему человеку непосредственно связано с уважением жи-
вущему. Утрата почтения к умершему, в частности, нанесение повреждений те-
лу, влечет за собой в конце концов потерю уважения к живущему. Прагматиче-
ское использование трупов в медицине влечет за собой усиление потребитель-
ского отношения к человеку. Это проявляется в устойчивой и, к сожалению,
неизбежной тенденции коммерциализации медицины. Закон Российской Феде-
рации «О трансплантации органов и тканей» запрещает куплю-продажу чело-
веческих органов, что как нельзя более убедительно свидетельствует о реально-
сти подобных сделок, создавая при этом новый набор «мотивов» для так назы-
ваемых преднамеренных убийств.
Тема №7. СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА
Социальная этикой называют учение о социальных целях и ценностях
современного общества, т.е. нормативное обоснование групповых, институ-
циональных и корпоративных отношений. К ней можно отнести политиче-
скую этику, экономическую этику, дискурсивную этику, институциональную
этику и др.
Социальная этика складывается на Западе как реакция на развитие социа-
листического лагеря после Второй Мировой войны и особенно после крушения
идеологического противоборства двух политических систем. Она связана с
процессами дезинтеграции, происходящими в современном обществе (общест-
ве постмодерна) и направлена не на борьбу с идеологическим противником, а
на повседневное строительство. В этом смысле социальная этика сегодня пре-
тендует на роль главной интегрирующей силы в обществе, подверженном зна-
чительной дезинтеграции и атомизации. Для подтверждения вышесказанного
проанализируем работы современных западных исследователей по данной про-
блеме
28
. Так, М. Эльсбернд понимает под социальной этикой исследования, на-
правленные на изучение нравственной составляющей социальной деятельности
(мотивы и ценностные ориентации участников общественных событий, оценки
и их соотнесенность с фундаментальными принципами и т.д.) а, также изучаю-
28
Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) // Вопросы филосо-
фии. 2006, №5. С.3–17.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 61
- 62
- 63
- 64
- 65
- …
- следующая ›
- последняя »