Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов. Деларю В.В. - 36 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

36
Тема 6 . ЛИЧНОСТЬ ВРАЧА КАК ФАКТОР ДОВЕРИЯ К НЕМУ ПАЦИЕНТА
Вопросы к семинару:
1. Гуманизм и компетентность врача как основа его профессионализма.
2. Модели моральных отношений врача и пациента.
3. Профессиональные деформации -содержание понятия и наиболее типичные
проявления.
4. Облик современного врача.
Основная литература:
1. Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы
философии. - 1994. - 3. - С.67-72.
2. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 1983.- С.245-264.
3. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина,
1976. - С.86-96.
4. Петров В.И., Седова Н.Н. Проблема качества жизни в биоэтике. - Волгоград: Издатель, 2001. -
96 с.
5. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма
// Экономика здравоохранения. - 2000. - 1. - С.5-8.
***************
Духовная культура врача проявляется в том, чтобы общечеловеческие
нравственные ценности привнести в теорию и конкретную практику врачебной
работы и общения с пациентом. Отношение к пациенту, умение организовать
диалог с ним - одно из базовых профессиональных действий, приводящее к верной
диагностике и эффективному лечению.
Профессия врача предъявляет к нему определенные этические требования,
крайне
сложные и полные тончайших психологических нюансов в отношениях врача
и больного, однако в настоящее время около 40% больных отмечают
невнимательность врачей; 60% населения не удовлетворены нравственными
аспектами взаимоотношений с врачами и другим медицинским персоналом.
Постоянная ответственность перед больным и его родственниками, сознание
того, что от его знаний, умения, опыта зависит нередко жизнь
человека,
необходимость учитывать особенности больного, быть сдержанным и безупречно
владеть собой в самых драматических ситуациях - все это характеризует
повседневную работу врача. Профессия врача также влечет за собой известное
самоотречение, нередкий отказ от своих личных интересов ради дела, которому он
служит.
С древних времен к людям, занимающихся врачеванием, предъявлялись в том
числе
и специфические нравственные требования ("Аюр-Веда" Сушруты, законы
Ману). Определяющее влияние на формирование представлений о качествах,
которыми должен обладать врач, оказали сочинения, вышедшие из школы
Гиппократа - "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприятном поведении". Это
объясняется тем. Что большинство их положений имеет непреходящий характер,
выражая гуманную сущность медицинской профессии. Гиппократ требовал
от
врача проявления лучших профессиональных и деловых качеств: "Пусть он также
будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым... справедливым при всех
Тема 6 . ЛИЧНОСТЬ ВРАЧА КАК ФАКТОР ДОВЕРИЯ К НЕМУ ПАЦИЕНТА
                               Вопросы к семинару:
1.   Гуманизм и компетентность врача как основа его профессионализма.
2.   Модели моральных отношений врача и пациента.
3.   Профессиональные деформации -содержание понятия и наиболее типичные
     проявления.
4.   Облик современного врача.
                                        Основная литература:
1.   Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы
     философии. - 1994. - № 3. - С.67-72.
2.   Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 1983.- С.245-264.
3.   Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина,
     1976. - С.86-96.
4.   Петров В.И., Седова Н.Н. Проблема качества жизни в биоэтике. - Волгоград: Издатель, 2001. -
     96 с.
5.   Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма
     // Экономика здравоохранения. - 2000. - № 1. - С.5-8.
                                          ***************
      Духовная культура врача проявляется в том, чтобы общечеловеческие
нравственные ценности привнести в теорию и конкретную практику врачебной
работы и общения с пациентом. Отношение к пациенту, умение организовать
диалог с ним - одно из базовых профессиональных действий, приводящее к верной
диагностике и эффективному лечению.
      Профессия врача предъявляет к нему определенные этические требования,
крайне сложные и полные тончайших психологических нюансов в отношениях врача
и больного, однако в настоящее время около 40% больных отмечают
невнимательность врачей; 60% населения не удовлетворены нравственными
аспектами взаимоотношений с врачами и другим медицинским персоналом.
      Постоянная ответственность перед больным и его родственниками, сознание
того, что от его знаний, умения, опыта зависит нередко жизнь человека,
необходимость учитывать особенности больного, быть сдержанным и безупречно
владеть собой в самых драматических ситуациях - все это характеризует
повседневную работу врача. Профессия врача также влечет за собой известное
самоотречение, нередкий отказ от своих личных интересов ради дела, которому он
служит.
      С древних времен к людям, занимающихся врачеванием, предъявлялись в том
числе и специфические нравственные требования ("Аюр-Веда" Сушруты, законы
Ману). Определяющее влияние на формирование представлений о качествах,
которыми должен обладать врач, оказали сочинения, вышедшие из школы
Гиппократа - "Клятва", "Закон", "О враче", "О благоприятном поведении". Это
объясняется тем. Что большинство их положений имеет непреходящий характер,
выражая гуманную сущность медицинской профессии. Гиппократ требовал от
врача проявления лучших профессиональных и деловых качеств: "Пусть он также
будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым... справедливым при всех
                                                36