Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов. Деларю В.В. - 38 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

38
категорию медицинских работников. Разумеется, больной приходит к врачу не за
утешением, а надеясь получить квалифицированную медицинскую помощь. Но
сила сочувствия сама по себе мощный врачующий фактор и важная составляющая
"квалифицированной медицинской помощи". При этом давно замечено, что на
отношение пациента к врачу сильно влияет то, как поведет себя врач при
первом
знакомстве, что
он скажет и как он это скажет, как он вообще выглядит
(неряшливый или нездоровый вид вызывает однозначные мысли типа "не можешь
позаботиться и себе, так о других и подавно"). Внимание, сочувствие, моральная
поддержка располагает больного к врачу, вселяют в него надежду, веру в
выздоровление, а врачу эмпатия помогает "войти" во внутренний мир пациента и
,
значит, лучше понять
больного. Истинность такого знания-переживания
подтверждается врачебным опытом, а его специфику можно выразить термином
"сочувствующая объективность" в отличие от "констатирующей объективности"(по
Г.Э. Хенгстенбергу).
Т.о. познание является для врача и научной (объективность знания), и
человеческой (в смысле сопереживания) задачей. Как естествоиспытатель, медик
рационален, он стремится получить объективные данные
о законах строения,
развития и функционирования объекта (например, патологического процесса в
организме человека). Вместе с тем, его интересует индивидуальность, единичность,
особенность данного процесса, ибо каждый человек болеет и выздоравливает по
своему. Поэтому индивидуальный и личностный подход к пациенту - важный
принцип клинической медицины. Поскольку врач имеет дело с индивидуальными
сущностями, не
поддающимися порой рациональному осмыслению, в медицине
более, чем в других науках, распространен интуитивизм и познание человека через
со-страдание, со-переживание.
Однако часто надо быстро и решительно действовать, что может показаться
черствым и бездушным. Поэтому даже быстрая, настойчивая и решительная манера
поведения врача должна сопровождаться человеческим участием. В тоже время
отзывчивость
врача в отношении к больному может сталкиваться с рядом
трудностей (не следует проявлять уступчивости к необоснованным требованиям
больного или проявлением им отрицательных черт характера).
Другие модели моральных отношений врача и пациента (по Р.Вичу):
"сакрального типа" - моральный авторитет врача оказывает такое влияние на
пациента, что подавляет его свободу и
достоинство;
"коллегиального типа" - врач и пациент должны видят друг в друге коллег,
стремящихся к общей цели - к ликвидации болезни и защите здоровье пациента;
"контрактного типа" - действия на основе взаимных обязательств и ожидающейся
взаимной выгоды, а предпосылкой (в идеале) служит доверие.
Врачу следует избегать так называемых "профессиональных деформаций",
которые формируются как привычки, создавая у не медиков (больных и их
родственников, случайных собеседников) впечатление бездушности, цинизма
врачей. Профессиональные деформации вытекают из позволяющей в суровых
категорию медицинских работников. Разумеется, больной приходит к врачу не за
утешением, а надеясь получить квалифицированную медицинскую помощь. Но
сила сочувствия сама по себе мощный врачующий фактор и важная составляющая
"квалифицированной медицинской помощи". При этом давно замечено, что на
отношение пациента к врачу сильно влияет то, как поведет себя врач при первом
знакомстве, что он скажет и как он это скажет, как он вообще выглядит
(неряшливый или нездоровый вид вызывает однозначные мысли типа "не можешь
позаботиться и себе, так о других и подавно"). Внимание, сочувствие, моральная
поддержка располагает больного к врачу, вселяют в него надежду, веру в
выздоровление, а врачу эмпатия помогает "войти" во внутренний мир пациента и,
значит, лучше понять больного. Истинность такого знания-переживания
подтверждается врачебным опытом, а его специфику можно выразить термином
"сочувствующая объективность" в отличие от "констатирующей объективности"(по
Г.Э. Хенгстенбергу).
      Т.о. познание является для врача и научной (объективность знания), и
человеческой (в смысле сопереживания) задачей. Как естествоиспытатель, медик
рационален, он стремится получить объективные данные о законах строения,
развития и функционирования объекта (например, патологического процесса в
организме человека). Вместе с тем, его интересует индивидуальность, единичность,
особенность данного процесса, ибо каждый человек болеет и выздоравливает по
своему. Поэтому индивидуальный и личностный подход к пациенту - важный
принцип клинической медицины. Поскольку врач имеет дело с индивидуальными
сущностями, не поддающимися порой рациональному осмыслению, в медицине
более, чем в других науках, распространен интуитивизм и познание человека через
со-страдание, со-переживание.
      Однако часто надо быстро и решительно действовать, что может показаться
черствым и бездушным. Поэтому даже быстрая, настойчивая и решительная манера
поведения врача должна сопровождаться человеческим участием. В тоже время
отзывчивость врача в отношении к больному может сталкиваться с рядом
трудностей (не следует проявлять уступчивости к необоснованным требованиям
больного или проявлением им отрицательных черт характера).
      Другие модели моральных отношений врача и пациента (по Р.Вичу):
• "сакрального типа" - моральный авторитет врача оказывает такое влияние на
  пациента, что подавляет его свободу и достоинство;
• "коллегиального типа" - врач и пациент должны видят друг в друге коллег,
  стремящихся к общей цели - к ликвидации болезни и защите здоровье пациента;
• "контрактного типа" - действия на основе взаимных обязательств и ожидающейся
  взаимной выгоды, а предпосылкой (в идеале) служит доверие.
      Врачу следует избегать так называемых "профессиональных деформаций",
которые формируются как привычки, создавая у не медиков (больных и их
родственников, случайных собеседников) впечатление бездушности, цинизма
врачей. Профессиональные деформации вытекают из позволяющей в суровых
                                       38