Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов. Деларю В.В. - 37 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

37
обстоятельствах... и человеколюбивым", а не только компетентным ("О клятве"). С
тех пор прошло более 2,5 тысяч лет, но такие качества врача, как компетентность и
гуманизм по-прежнему являются основными факторами, обеспечивающими
доверие к нему пациента.
Компетентность врача предполагает обладание общими и специальными
знаниями и опытом, позволяющими совершать соответствующие действия,
направленные на продление
жизни, сохранение здоровья, предупреждение и
лечение заболеваний человека.
Жизнь и здоровье человека являются для медицины базовыми ценностями,
определяющими ее гуманистическую ориентацию. Гуманизм признает человека
высшей ценностью, защищает его достоинство и право на социальное
благополучие, здоровье и счастье. Гуманизм тесно связан с такими категориями
этики (учения о морали), как благо, долг,
совесть, справедливость,, честность,
ответственность и другими, пронизанными социальным смыслом и значением.
Гуманизм является краеугольным камнем врачебной этики (учения об основах
морального поведения врача). Гуманизм медицины опирается на известные
постулаты общечеловеческой морали и профессиональной врачебной этики
прошлого и настоящего.
Проявление гуманизма врача состоит прежде всего в неукоснительном
выполнении им своего профессионального долга
. Это предполагает высочайшее
чувство профессиональной и моральной ответственности
перед самим собой, перед
больным, перед коллегами и другими людьми. Обратившись к такому морально
ответственному врачу больной может быть уверен в том, что встретит сочувствие и
получит квалифицированную помощь при любых обстоятельствах (при этом стоит
помнить, что больной, приходящий к врачу, как правило, знает о нем больше, чем
врач о
больном). Гуманизм врача проявляется также в уважительном отношении к
каждому пациенту (независимо от его возраста и социального статуса) как к
личности
.
Тому как должен и как не должен относиться врач к больному в научной,
публицистической и художественной литературе имеется много замечательных
произведений писателей (например, А.П.Чехов, В.В.Вересаев, Л.Н.Толстой,
В.А.Солоухин, Ю.З.Крелин, Я.Гашек, А.Сент-Экзюпери, А.Хейли) и самих врачей
(С.С
.Юдин, И.А. Кассирский, В.М.Банщиков, В.С.Гуськова, В.Н.Мясищев,
Ф.Г.Углов, Н.М.Амосов, Е.И.Чазов, Б.Лаун, К.Бернард).
В 1972г. Роберт Вич - директор Института Кеннеди по этике (при
Джорджтаунском университете, США) выделил 4 типа моделей моральных
отношений. Модель "технического типа" строится на образе "
врача-ученого",
относящегося к больному бесстрастно и безоценочно; при этом в
рач опираясь на
факты, избегает ценностных суждений и, в частности, предоставляет все факты пациенту,
оставляя за последним решение
. К этому типу врачей можно отнести и тех, кто
полагает, будто овладев необходимыми для их специальностей знаниями и
техникой, они смогут успешно лечить больных "безо всяких там эмоций". Но
многие больные думают иначе, когда винят в нечуткости и сухости именно эту
обстоятельствах... и человеколюбивым", а не только компетентным ("О клятве"). С
тех пор прошло более 2,5 тысяч лет, но такие качества врача, как компетентность и
гуманизм по-прежнему являются основными факторами, обеспечивающими
доверие к нему пациента.
      Компетентность врача предполагает обладание общими и специальными
знаниями и опытом, позволяющими совершать соответствующие действия,
направленные на продление жизни, сохранение здоровья, предупреждение и
лечение заболеваний человека.
      Жизнь и здоровье человека являются для медицины базовыми ценностями,
определяющими ее гуманистическую ориентацию. Гуманизм признает человека
высшей ценностью, защищает его достоинство и право на социальное
благополучие, здоровье и счастье. Гуманизм тесно связан с такими категориями
этики (учения о морали), как благо, долг, совесть, справедливость,, честность,
ответственность и другими, пронизанными социальным смыслом и значением.
Гуманизм является краеугольным камнем врачебной этики (учения об основах
морального поведения врача). Гуманизм медицины опирается на известные
постулаты общечеловеческой морали и профессиональной врачебной этики
прошлого и настоящего.
      Проявление гуманизма врача состоит прежде всего в неукоснительном
выполнении им своего профессионального долга. Это предполагает высочайшее
чувство профессиональной и моральной ответственности перед самим собой, перед
больным, перед коллегами и другими людьми. Обратившись к такому морально
ответственному врачу больной может быть уверен в том, что встретит сочувствие и
получит квалифицированную помощь при любых обстоятельствах (при этом стоит
помнить, что больной, приходящий к врачу, как правило, знает о нем больше, чем
врач о больном). Гуманизм врача проявляется также в уважительном отношении к
каждому пациенту (независимо от его возраста и социального статуса) как к
личности.
      Тому как должен и как не должен относиться врач к больному в научной,
публицистической и художественной литературе имеется много замечательных
произведений писателей (например, А.П.Чехов, В.В.Вересаев, Л.Н.Толстой,
В.А.Солоухин, Ю.З.Крелин, Я.Гашек, А.Сент-Экзюпери, А.Хейли) и самих врачей
(С.С.Юдин, И.А. Кассирский, В.М.Банщиков, В.С.Гуськова, В.Н.Мясищев,
Ф.Г.Углов, Н.М.Амосов, Е.И.Чазов, Б.Лаун, К.Бернард).
      В 1972г. Роберт Вич - директор Института Кеннеди по этике (при
Джорджтаунском университете, США) выделил 4 типа моделей моральных
отношений. Модель "технического типа" строится на образе "врача-ученого",
относящегося к больному бесстрастно и безоценочно; при этом врач опираясь на
факты, избегает ценностных суждений и, в частности, предоставляет все факты пациенту,
оставляя за последним решение. К этому типу врачей можно отнести и тех, кто
полагает, будто овладев необходимыми для их специальностей знаниями и
техникой, они смогут успешно лечить больных "безо всяких там эмоций". Но
многие больные думают иначе, когда винят в нечуткости и сухости именно эту
                                         37