ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
18
"агрессивно" по отношению к новичкам, пришивали себе на одежду эмблему гестапо и
отрицали критические высказывания иностранных корреспондентов в адрес нацистов
(защита выдвигается не против страха, а против неприятного чувства разногласия со
значимым для индивида лицом, а при расхождении с мнением лица, отношения с кото-
рым оцениваются как позитивные, возможны разные
пути восстановления баланса -
идентификация и отрицание реальности).
Проявления идентификации с агрессором были у и отдельных заложников "Норд-
Оста" в Москве (октябрь 2002г.: некоторые заложники по собственной инициативе писа-
ли обращения с требованиями прекратить войну в Чечне, некоторые женщины не только
разговаривали с террористками, но и примеряли их головные уборы) и
много говорилось
о Стокгольмском синдроме.
Такой вид психологической защиты, как аннулирование действия (или отмена)
базируется на том, что повторное действие лишает значения предыдущее, вызывавшего
тревогу. Первая характерная черта такого вида психологической защиты состоит в том,
что он связан с магическим мышлением, верой в сверхъестественное, повторяющимися
ритуальными действиями и имеет свои корни
в психике детского возраста.
Генезис этого вида психологической защиты представляют следующим образом:
когда подросток совершает что-то плохое, тогда его учат тому, что надо попросить про-
щения. Тем самым его плохое деяние как бы аннулируется, и он может действовать с
чистой совестью. Всё это ведёт к тому, что у подростка
образуются представления, будто
некоторые действия способствуют заглаживанию и искуплению вины за плохое поведе-
ние или же предотвращают наступление каких-либо неприятных событий. Например, ко-
гда перед сном вокруг своей подушки подросток расставляет игрушки - животных, то в
некоторых случаях у него возникает убеждение, что он своими действиями предотвра-
щает наступление ночных страхов
.
В подростковом, юношеском и в зрелом возрасте есть ритуальные действия, кото-
рые тоже связаны с суевериями. Например, идя на экзамен, индивиды надевают такую
одежду, которая приносит счастье и т.п. Такие ритуальные действия ассоциируются с
прошлыми успехами и когда их выполнение прерывается, человек испытывает беспокой-
ство, тревожность, предвидит неудачу.
Данный
механизм психологической защиты имеет очень сильное "религиозное
подкрепление" ("покайся или еще что-нибудь сделай и ты будешь прощён").
Самоограничение. Суть этого защитного механизма заключается в следующем: в
случае возникновения угрожающей, психотравмирующей ситуации, которая способству-
ет возникновению и развитию тревоги, подросток отстраняется от общения с близкими
людьми, от пищи, от игр или
немотивированно отказывается от выполнения требуемых
действий, занимаясь созерцанием деятельности другого, или стремится убежать. Край-
ние формы такого вида психологической защиты сопровождаются неуверенностью в се-
бе, комплексом неполноценности, апатией.
Использование самоограничения во многих ситуациях оправдано, так как обеспе-
чивает ситуативную адаптированность, однако приносит огромный вред потому, что
первые попытки человека в
любой области деятельности вначале не могут быть совер-
шенными. Многие, не зная свои потенциальные возможности, после первых же неудач,
"агрессивно" по отношению к новичкам, пришивали себе на одежду эмблему гестапо и отрицали критические высказывания иностранных корреспондентов в адрес нацистов (защита выдвигается не против страха, а против неприятного чувства разногласия со значимым для индивида лицом, а при расхождении с мнением лица, отношения с кото- рым оцениваются как позитивные, возможны разные пути восстановления баланса - идентификация и отрицание реальности). Проявления идентификации с агрессором были у и отдельных заложников "Норд- Оста" в Москве (октябрь 2002г.: некоторые заложники по собственной инициативе писа- ли обращения с требованиями прекратить войну в Чечне, некоторые женщины не только разговаривали с террористками, но и примеряли их головные уборы) и много говорилось о Стокгольмском синдроме. Такой вид психологической защиты, как аннулирование действия (или отмена) базируется на том, что повторное действие лишает значения предыдущее, вызывавшего тревогу. Первая характерная черта такого вида психологической защиты состоит в том, что он связан с магическим мышлением, верой в сверхъестественное, повторяющимися ритуальными действиями и имеет свои корни в психике детского возраста. Генезис этого вида психологической защиты представляют следующим образом: когда подросток совершает что-то плохое, тогда его учат тому, что надо попросить про- щения. Тем самым его плохое деяние как бы аннулируется, и он может действовать с чистой совестью. Всё это ведёт к тому, что у подростка образуются представления, будто некоторые действия способствуют заглаживанию и искуплению вины за плохое поведе- ние или же предотвращают наступление каких-либо неприятных событий. Например, ко- гда перед сном вокруг своей подушки подросток расставляет игрушки - животных, то в некоторых случаях у него возникает убеждение, что он своими действиями предотвра- щает наступление ночных страхов. В подростковом, юношеском и в зрелом возрасте есть ритуальные действия, кото- рые тоже связаны с суевериями. Например, идя на экзамен, индивиды надевают такую одежду, которая приносит счастье и т.п. Такие ритуальные действия ассоциируются с прошлыми успехами и когда их выполнение прерывается, человек испытывает беспокой- ство, тревожность, предвидит неудачу. Данный механизм психологической защиты имеет очень сильное "религиозное подкрепление" ("покайся или еще что-нибудь сделай и ты будешь прощён"). Самоограничение. Суть этого защитного механизма заключается в следующем: в случае возникновения угрожающей, психотравмирующей ситуации, которая способству- ет возникновению и развитию тревоги, подросток отстраняется от общения с близкими людьми, от пищи, от игр или немотивированно отказывается от выполнения требуемых действий, занимаясь созерцанием деятельности другого, или стремится убежать. Край- ние формы такого вида психологической защиты сопровождаются неуверенностью в се- бе, комплексом неполноценности, апатией. Использование самоограничения во многих ситуациях оправдано, так как обеспе- чивает ситуативную адаптированность, однако приносит огромный вред потому, что первые попытки человека в любой области деятельности вначале не могут быть совер- шенными. Многие, не зная свои потенциальные возможности, после первых же неудач, 18
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- …
- следующая ›
- последняя »