Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 281 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
280
«тестом на реальность»), то для теоретического анализа про-
цессов социальной установки (в частности, процессов выбора
возможности окружающего мира) исследователю необходим
метод феноменологического рассмотрения.
Особое место и в теории Гибсона, и в нашей концепции за-
нимает понятие «возможность» окружающего мира. В на-
стоящее время существует две традиции изучения понятия
«возможность»: философская
и психологическая. В психоло-
гии изучение понятия «возможность» почти отсутствует и со-
относимо больше с понятиями «актуальное» и «потен-
циальное» (Артемьева). В философии понятие «возможность»
соотносимо с понятием «действительность». Особенность эко-
логического представления о понятии «возможность» состоит
в том, что оно тесно связано с понятием «окружающий мир».
При этом сама
структура окружающего мира (взаимозави-
симость, встроенность, предметность, наличие возможностей),
вероятно, является эколого-гуманистическим императивом
нашего времени, выстраданным развитием философии и пси-
хологии прошлого и настоящего.
Окружающий мир целостен, имеет некоторое сходство с
точки зрения своей структуры с гештальтистским представле-
нием о структурности и целостности. Целое при этом образо-
вано взаимозависимыми и
встроенными элементами, но оно
уже нечто иное, чем сумма этих отдельных элементов.
Главное отличие целостности структуры окружающего ми-
ра состоит в том, что это живая структура окружающего мира:
организм, живущий в окружающем мире, формирует некую
структуру, которую мы назвали «жизнь-структуры-окружаю-
щего-мира».
Важнейшим элементом структуры является индивидуаль-
ная
психическая жизнь: мир устроен так, чтобы в нем сущест-
вовала психика, которая его воспринимает. В противном слу-
чае окружающий мир превращается в физический мир.
Следовательно, возможности, существующие в окружаю-
щем мире, и сам окружающий мир изначально структурирова-
ны так, что они могут быть потенциально восприняты орга-
низмом. Поскольку возможность воспринимается индивидом
280                                           А.А. Девяткин
«тестом на реальность»), то для теоретического анализа про-
цессов социальной установки (в частности, процессов выбора
возможности окружающего мира) исследователю необходим
метод феноменологического рассмотрения.
   Особое место и в теории Гибсона, и в нашей концепции за-
нимает понятие «возможность» окружающего мира. В на-
стоящее время существует две традиции изучения понятия
«возможность»: философская и психологическая. В психоло-
гии изучение понятия «возможность» почти отсутствует и со-
относимо больше с понятиями «актуальное» и «потен-
циальное» (Артемьева). В философии понятие «возможность»
соотносимо с понятием «действительность». Особенность эко-
логического представления о понятии «возможность» состоит
в том, что оно тесно связано с понятием «окружающий мир».
   При этом сама структура окружающего мира (взаимозави-
симость, встроенность, предметность, наличие возможностей),
вероятно, является эколого-гуманистическим императивом
нашего времени, выстраданным развитием философии и пси-
хологии прошлого и настоящего.
   Окружающий мир целостен, имеет некоторое сходство с
точки зрения своей структуры с гештальтистским представле-
нием о структурности и целостности. Целое при этом образо-
вано взаимозависимыми и встроенными элементами, но оно
уже нечто иное, чем сумма этих отдельных элементов.
   Главное отличие целостности структуры окружающего ми-
ра состоит в том, что это живая структура окружающего мира:
организм, живущий в окружающем мире, формирует некую
структуру, которую мы назвали «жизнь-структуры-окружаю-
щего-мира».
   Важнейшим элементом структуры является индивидуаль-
ная психическая жизнь: мир устроен так, чтобы в нем сущест-
вовала психика, которая его воспринимает. В противном слу-
чае окружающий мир превращается в физический мир.
   Следовательно, возможности, существующие в окружаю-
щем мире, и сам окружающий мир изначально структурирова-
ны так, что они могут быть потенциально восприняты орга-
низмом. Поскольку возможность воспринимается индивидом