Явление социальной установки в психологии ХХ века. Девяткин А.А. - 291 стр.

UptoLike

Составители: 

Рубрика: 

А.А. Девяткин
290
социально-экологической нишиэто обеспечение возможно-
стей существования индивида в данном окружающем мире.
Это именно то, что неизменно упускалось в традиционной
психологии эксперимента, ибо встать на точку зрения другого
человека (то есть занять его нишу) невозможно без того, что-
бы не уничтожить его. Но даже и в данном случае это будет
уже другая социально-экологическая ниша, ниша эксперимен-
татора.
Суть целостности жизни индивида соотносима с целостно-
стью жизни-структуры-окружающего-мира, где в акте ин-
дивидуального восприятия на основе ниши формируются
предметность и смысл. Это можно соотнести с тем, что Ру-
бинштейн называл внешними причинами, действующими че-
рез внутренние условия, а
Леонтьеввнутренним (субъек-
том), действующим через внешнее и тем самым изменяющим
себя. Суть структурированности окружающего мира есть его
жизнь-структуры-окружающего-мира, которая обладает им-
манентной целостностью. Мир и индивид сущностно взаимо-
связаны в жизни-структуры-окружающего-мира.
Важно отметить, что непосредственное восприятие подра-
зумевает восприятие не только предмета, но
и его горизонта
как предварительного знания о предмете. Это восприятие мо-
жет быть понято как «чистое» восприятие, как «средство фе-
номенологии» (Гайденко). Именно поэтому для изучения эко-
логического компонента социальной установки нами предло-
жен феноменологический метод.
Наше представление о нише может быть соотнесено с гори-
зонтностью сознания Гуссерля, где оно означает
соединение
отдельных горизонтов отдельных предметов: «Ноrisоnthаftig-
kеit». Горизонтность отдельного предмета, таким образом,
может быть понята как его сущностная информация, его воз-
можность, находящаяся в структуре социально-экологической
ниши.
Очень существенным является представление Гибсона о
восприятии как о «психосоматическом акте живого наблюда-
теля». Именно этот акт «живого наблюдателя» намеренно
ут-
рачен Гуссерлем и, кажется, случайно Найссером. Вводимое
290                                            А.А. Девяткин
социально-экологической ниши – это обеспечение возможно-
стей существования индивида в данном окружающем мире.
Это именно то, что неизменно упускалось в традиционной
психологии эксперимента, ибо встать на точку зрения другого
человека (то есть занять его нишу) невозможно без того, что-
бы не уничтожить его. Но даже и в данном случае это будет
уже другая социально-экологическая ниша, ниша эксперимен-
татора.
   Суть целостности жизни индивида соотносима с целостно-
стью жизни-структуры-окружающего-мира, где в акте ин-
дивидуального восприятия на основе ниши формируются
предметность и смысл. Это можно соотнести с тем, что Ру-
бинштейн называл внешними причинами, действующими че-
рез внутренние условия, а Леонтьев – внутренним (субъек-
том), действующим через внешнее и тем самым изменяющим
себя. Суть структурированности окружающего мира есть его
жизнь-структуры-окружающего-мира, которая обладает им-
манентной целостностью. Мир и индивид сущностно взаимо-
связаны в жизни-структуры-окружающего-мира.
   Важно отметить, что непосредственное восприятие подра-
зумевает восприятие не только предмета, но и его горизонта
как предварительного знания о предмете. Это восприятие мо-
жет быть понято как «чистое» восприятие, как «средство фе-
номенологии» (Гайденко). Именно поэтому для изучения эко-
логического компонента социальной установки нами предло-
жен феноменологический метод.
   Наше представление о нише может быть соотнесено с гори-
зонтностью сознания Гуссерля, где оно означает соединение
отдельных горизонтов отдельных предметов: «Ноrisоnthаftig-
kеit». Горизонтность отдельного предмета, таким образом,
может быть понята как его сущностная информация, его воз-
можность, находящаяся в структуре социально-экологической
ниши.
   Очень существенным является представление Гибсона о
восприятии как о «психосоматическом акте живого наблюда-
теля». Именно этот акт «живого наблюдателя» намеренно ут-
рачен Гуссерлем и, кажется, случайно Найссером. Вводимое