ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
8
бессознательных состояний и проявляющееся в действии или его задержке. В тео-
рии Рибо Т. первостепенное значение для понимания сущности воли имела рас-
сматриваемая им идео-двигательная форма деятельности. Здесь причиной движе-
ний выступает идея. Для собственно волевого действия характерны идеи, вызы-
вающие движение после краткого или продолжительного рассуждения, либо
идеи
(абстрактные), не заканчивающиеся движением, но по ассоциации вызывающие
другое состояние.
Таким образом, в аффективных теориях воли (по оценке Выготского Л.С.
[7, с. 457], переходных между гетерономными и автономными теориями воли) ее
прообраз и основу составляют эмоции. Несмотря на подчеркивание важности для
воли осознания борьбы мотивов, идей, в аффективных теориях
первостепенное
внимание уделялось актуализации (или торможению) действия вовне.
2.2 ТЕОРИЯ ВОЛИ ДЖЕМСА У.
В теории Джемса У. [10] волевые движения рассматриваются как преднаме-
ренные, осознанные, произвольные, опосредованные опытом совершения непро-
извольных (рефлексов, эмоций, инстинктов) движений. В этом плане они вторич-
ные и производные функции организма по сравнению с первичными непроиз-
вольными движениями.
Условиями возникновения волевых движений являются: 1) предварительное
накопление идей (представлений) в памяти от неоднократного осуществления не-
произвольных движений; 2) наличие предшествующей движению моторной идеи
(мысленного предварения чувственных впечатлений) о результате этого движе-
ния; 3) наличие в сознании нескольких противодействующих этой идее альтерна-
тив или равно благоприятных альтернативных идей; 4) особое решение, согласие
воли посредством
обеспечения доминирования в сознании одной идеи на осуще-
ствление этого движения.
Исходным пунктом в объяснении волевого действия или его прообразом
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- …
- следующая ›
- последняя »