Общая психология - 10 стр.

UptoLike

Составители: 

10
вого акта составляет только стремление удерживать в сознании подобную идею.
"С появлением идеи воление заканчивается, и для самого психического акта воле-
ния несущественно, совершилось или нет желанное движение" [там же, с. 345];
"воление есть чисто психическое явление, которое всегда налицо там, где есть из-
вестное устойчивое состояние сознания в
виде моторной идеи" [там же, с. 346]; "в
большинстве случаев активность воли заканчивается в тот момент, когда она ока-
зала достаточную поддержку объекту мысли, который обыкновенно сам по себе
неохотно удерживается нами в области сознания" [там же, с. 348].
Объяснение волевому усилию Джемс дает на основе положения об импуль-
сивном по природе
сознании. В обычных условиях эта импульсивность проявля-
ется в случаях инстинктивных реакций; положительных или отрицательных эмо-
ций; привычек; сенсомоторных реакций; гипнотическом внушении; болезненном
состоянии. Собственно волевое усилие появляется в случаях отдаленных сообра-
жений; отвлеченных концептов; непривычных доводов и мотивов, не соответст-
вующих актуальной потребности; неинстинктивных мотивов; когда мотивы более
идеального характера
должны одержать перевес над мотивами более привычного
импульсивного характера; необходимости подавления порывистых стремлений;
преодоления значительных препятствий к действию. Усилие воли проявляется "в
виде активного напряжения, сообщающего силу тем мотивам, которые, в конце
концов, одерживают верх" [там же, с. 340]. Волевое усилиеесть усилие, напря-
жение внимания, а его функция заключается в
задержании и в обеспечении доми-
нирования в сознании того представления, которое "само по себе непременно ус-
кользнуло бы из области сознания" [там же, с. 350]. Субъективно волевое дейст-
вие воспринимается как действие по линии наибольшего сопротивления; а сте-
пень волевого усилия, хотя и обусловлена силой сопротивления подавляемой ак-
туальной потребности, субъективно представляется
как независимая от окру-
жающих обстоятельств переменная.
Джемс ставит вопрос о свободе воли как вопрос о (не)зависимости продол-