ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
11
жительности и интенсивности этого усилия от окружающих условий. По его мне-
нию, для психологии вопрос о свободе воли неразрешим, т.к. научная психология
"должна иметь дело исключительно с общими законами волевых действий, с
идеями", с условиями возникновения усилий. "Психология оставляет без внима-
ния проявления свободы воли, не отрицая,
безусловно, их возможности" [там же,
с. 353]. Вместе с тем Джемс подчеркивал этическое и познавательное значения
волевого усилия. В первом случае его наличие у конкретной личности выступает
критерием социальной оценки этой личности; во втором – раскрывает "внутрен-
нюю сущность нашей духовной природы" [там же, с. 354].
По оценке Выготского Л.С. [7, с. 459] теория Джемса
представляет собой
тип волюнтаристической теории, в которой автору не удалось избежать "всяких
спиритуалистических и метафизических объяснений" воли. Эта оценка, главным
образом, касалась тезиса Джемса о согласии воли (fiat – лат. "да будет!") на доми-
нировании в сознании одного из достаточно слабых мотивов.
2.3 ТЕОРИИ ВОЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Различные определения воли представлены
в соответствии с развиваемыми
в отечественной психологической науке основными подходами к ее изучению:
овладения, регуляции, управления поведением; мотивационного; выбора.
В рамках первого подхода рассмотрим концепцию Выготского Л.С. о воле
как высшей психической функции; концепции Селиванова В.И., Пуни А.Ц. о воле
как сознательном уровне регуляции поведения и деятельности
человека; концеп-
цию Ильина Е.П.о воле как разновидности произвольного управления.
Выготский Л.С. [8] относит волю к высшим психическим функциям челове-
ка, развитие которых осуществляется как овладение человеком собственным по-
ведением при помощи различных средств. Характерные признаки овладения соб-
ственным поведением проявляются, главным образом, в свободном выборе дейст-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- …
- следующая ›
- последняя »