ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
8 Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.
9 Шанин Т. Идея прогресса // Вопросы философии. 1998. № 8.
10 Элиас Норберт. О процессе цивилизации. СПб., 2000.
Тема 31 Общество как целостная
система
1 Понятие общества в философии и социологии.
2 Основные сферы общественной жизни и способы их организации.
Методические рекомендации:
Первый вопрос предполагает выявление сходства и различий рассмотрения понятия «общество» в
философии и социологии.
При ответе на второй вопрос дайте анализ и краткую характеристику каждой из четырех сфер об-
щественной жизни:
а) экономическая жизнь общества и ее общественные формы;
б) сфера общения (социальная сфера) и ее общественные формы (типы социальных групп и со-
циальных общностей, социальная структура общества);
в) политико-правовая сфера и ее общественные формы (социальный институт и его характери-
стики, государство как политический институт, политика и общественная жизнь).
г) духовная сфера общественной жизни (духовные потребности и интересы, многообразие про-
явлений духовной жизни, особенности и формы духовного производства).
Литература
1 Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.
2 Арефьева Г.С. Общество как объект социального анализа. М., 1995.
3 Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982.
4 Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1994.
5 Коллинз Р. Социальная философия: Глобальная теория интеллектуальных изменений. Новоси-
бирск, 2002.
6 Лавриненко В.Н. Социальная философия. М.,1995.
7 Теория общества: Фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф. Филиппова, 1991.
Тема 32 Философия истории
1 Обзор историософских концепций от древних до классических моделей.
2 Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепци-
ях.
3 Проблема культуры и цивилизации.
4 Общественный прогресс и его критерии.
Методические рекомендации
В первом вопросе проследите основные этапы становления философских представлений об исто-
рическом процессе. Начните с мифологических представлений о «мировом годе», затем перейдите к ан-