ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
3. Причины и характер научных революций.
4. Информационные революции в истории человечества.
5. Сциентизм и антисциентизм.
6. Проблема моральной ответственности ученого (этика науки).
Методические рекомендации
Гносеология – раздел философии, изучающий взаимоотношения человека и мира в процессе познания. Познание – ду-
ховная деятельность человека, направленная на систематизацию и хранение воспроизведенного в субъективной форме мира
предметов, состояний и процессов.
Познавательное отношение к миру предполагает разделение субъекта познания и объекта познания. Раскрывая содер-
жание первого вопроса, объясните, почему в познавательных концепциях прошлого и настоящего невозможно обнаружить
единогласия. Приведите примеры различных познавательных позиций и раскройте их суть (агностицизм, скептицизм, позна-
вательный оптимизм). Обратите внимание, что история гносеологических учений дает нам образцы представлений о субъек-
тах различной степени общности: от концепций, весьма близких к идее индивидуального субъекта, до предельно обобщен-
ных концепций универсального или абсолютного субъекта. При этом можно показать, какие проблемы возникают при ото-
ждествлении субъекта познания с отдельным индивидом в ранних философских учениях. В теориях познания, которые раз-
вивались в русле традиций английского эмпиризма, субъект понимается как сообщество ученых. Еще более емкой является
концепция социально-исторического субъекта, суть которой в том, что человек становится субъектом лишь в процессе ос-
воения им мира идей и предметов, составляющих культурную сторону его жизни. Еще в античности возникает идея транс-
цендентального субъекта, которая получает развитие в философии И. Канта, а в дальнейшем – в философии Э. Гуссерля.
Объект познания также является одной из основных категорий гносеологии. Проблема гносеологического объекта предпола-
гает ответ на два основных вопроса: первое – на что направлена познавательная деятельность субъекта, и второе – каким
образом получает субъект знания о внешнем по отношению к нему объекте. Ответы на эти вопросы позволяют выделить ряд
основных направлений, по которым развивается осмысление объекта. Наиболее ранняя концепция – объект как сущее. Более
поздняя – объект как феномен, т.е. явление, которое получило законченное выражение в учении И. Канта о «вещи в себе». В
современной философии объект понимается как «бытие для другого». Особенности этих концепций и следует раскрыть при
ответе на первый вопрос.
При ответе на второй вопрос следует раскрыть особенности основных моделей познавательного отношения к миру:
рецептивной, характерной для наивного реализма, понимание познания как активной деятельности, познание как отражение
объекта и познание как конструирование объекта. Кроме этого, следует обратить внимание на парадигмальную модель Т.
Куна, модель «возможных миров» У. Куайна, модель лингвистической относительности Э. Сепира и модель «жизненного
мира», которая характеризует сферу гуманитарного знания.
Раскрыв второй вопрос, можно перейти к рассмотрению проблемы истины (третий вопрос). Это чрезвычайно широкое
понятие, которое включает в себя следующие аспекты: вопросы о свойствах истины, – объективность и субъективность от-
носительность и абсолютность, конкретность. А также проблему критериев истины в различных познавательных концепциях
– практика, согласованность или формально-логическая непротиворечивость, простота и внутреннее изящество и т.д. Кроме
этого, следует затронуть проблему соотношения знания, мнения, заблуждения в познании.
Чтобы ответить на четвертый вопрос, следует выделить характерные черты научного знания: систематичность, воз-
можность повторения результата, выводимость, доступность для обобщений и предсказаний, проблемность, возможность
проверки, критичность, ориентация на практику. Это позволит соотнести науку с формами ненаучного знания и проследить
эволюцию научного знания в истории человеческого общества. Следует также охарактеризовать эмпирический и теоретиче-
ский уровни исследования и определить методы каждого из них. В эмпирическом – наблюдение, измерение, эксперимент, в
теоретическом – анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование и моделирование. Касаясь проблемы мето-
дов научного познания, необходимо указать на то, что они могут различаться между собой степенью общности. В этом
смысле методы разделяются на частные, научные, всеобщие (философские). Приведите примеры каждого типа данной клас-
сификации.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Чем понимание отличается от объяснения?
2. Как соотносятся понятия «информация» и «знание»?
3. Какое познание является профессиональным видом общественной деятельности, и каковы критерии профессиона-
лизма в познании?
4. Какие результаты познания зависят от субъекта, а какие – от объекта познания?
5. Можно ли однозначно оценить роль заблуждений в познании?
6. Какова природа интуиции и совместима ли она с рациональным познанием?
7. В чем отличие религиозной веры от научной?
8. Почему не каждая научная гипотеза становится теорией?
9. Как объяснить факты подтверждения научных предсказаний, сделанных без или до эмпирических исследований?
10. Возможен ли в будущем абсолютный синтез всех видов и форм познания, их слияние в универсальную познаватель-
ную форму?
Список рекомендуемой литературы
1. Автономова, Н.С. Рассудок, разум, рациональность / Н.С. Автономова. – М., 1988.
2. Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М., 1998.
3. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1991.
4. Гадамер, Г.-Х. Истина и метод / Г.-Х. Гадамер. – М., 1988.
5. Ильин, В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В.В. Ильин. – М., 1994.
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- …
- следующая ›
- последняя »