Философия. Семинарские занятия. Дробжева Г.М - 21 стр.

UptoLike

Рубрика: 

Список рекомендуемой литературы
1. Арефьева, Г.С. Общество как объект социального анализа / Г.С. Арефьева. – М., 1995.
2. Барулин, В.С. Диалектика сфер общественной жизни / В.С. Барулин. – М., 1982.
3. Белов, А.В. Культура глазами философов-органицистов / А.В. Белов. – Ростов н/Д, 2002.
4. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию / В.Е. Кемеров. – М., 1994.
5. Лавриненко, В.Н. Социальная философия / В.Н. Лавриненко. – М., 1995.
6. Ойзерман, Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. –
2001. – 2.
7. Розов, Н.С. Структура социальной онтологии: на пути к синтезу макроисторических парадигм / Н.С. Розов // Вопро-
сы философии. – 1999. – 2.
8. Теория общества: Фундаментальные проблемы / под ред. А.Ф. Филиппова. – М., 1991.
Тема 15. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Вопросы для общего обсуждения
1. Обзор историософских концепций от древних до классических моделей.
2. Смысл истории и подходы к его интерпретации в постклассических историософских концепциях.
3. Проблема культуры и цивилизации.
4. Общественный прогресс и его критерии.
Темы сообщений
1. Социальное предвидение: его возможности и границы.
2. Утопии и антиутопии ХХ в. (на примерах творчества Е. Замятина, О. Хаксли, Дж. Олдриджа).
3. Проблема «русского пути» и «русской идеи».
4. Культуры Востока и Запада: общее и различия.
5. Формационная и цивилизационная концепции исторического процесса.
Методические рекомендации
Философия истории, или историософия, – раздел философии, претендующий на целостное познание исторического
процесса, выявление его источников, смысла и направленности.
Первый вопрос следует рассматривать в историческом плане. Для этого проследите основные этапы становления фило-
софских представлений об историческом процессе. Имейте в виду, что понимание развития общества во все времена было
связано с трактовкой времени. Следует начать этот экскурс с мифологических представлений о «мировом годе», затем пе-
рейти к античной, христианской и исламской средневековой историософии, от нихк принципу обоснования историософ-
ских концепций в Новое время и в период классической рациональности.
Многообразие пришедших на смену классическим интерпретациям истории постклассических историософских пара-
дигм (второй вопрос) можно распределить по направлениям в соответствии с каким-либо критерием: линейные и цикличе-
ские; признающие «принцип всемирной истории» и трактующие мировой процесс как совокупность оригинальных историй
отдельных цивилизаций; признающие рациональность истории и утверждающие ведущую роль некоей иррациональной сти-
хии. В соответствии с выбором критерия некоторые концепции могут быть «задействованы» в разных номинациях. Обратите
особое внимание на анализ концепций истории, разработанных в «философии жизни», экзистенциализме, марксизме, учени-
ях Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса.
В третьем вопросе главная задача заключается в выборе критериев различения указанных понятий. Необходимо кос-
нуться истории проблемы, представить наиболее значительные концепции. В качестве возможных походов к анализу куль-
туры следует использовать следующие: обозначение уровня совершенства того или иного умения; противопоставление при-
родному, естественному; противопоставление цивилизации как нисходящему этапу развития общества, «живого» – «меха-
ническому»; выделение духовного содержания в противовес материальной «оболочке»; определение опосредующей роли
культуры между объективным и субъективным миром и т.д. Понятие «цивилизация» появилось в тесной связи с понятием
«культура», поэтому при его анализе неизбежно их сопоставление как парных категорий.
Проблема направленности человеческой истории (четвертый вопрос) в истории философии имеет два решенияоп-
тимистический (прогрессизм) и пессимистический, акцентирующий внимание на неизбежной деградации человечества.
Прежде чем перейти к анализу прогрессистских теорий, приведите аргументы представителей противоположной позиции.
Затем охарактеризуйте главные черты прогресса как типа развития, подчеркните его противоречивый и неравномерный ха-
рактер в разных сферах общественной жизни. В качестве вывода попытайтесь сформулировать наиболее важный, на Ваш
взгляд, показатель прогрессивного развития.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Почему философские теории исторического процесса возникли позже, чем натурфилософские концепции?
2. Каким образом содержание историософских концепций обусловлено временем их возникновения?
3. Как в учениях об историческом процессе проявляются принципы волюнтаризма, провиденциализма и фатализма?
4. Каково, по-Вашему, должно быть соотношение традиций и новаций в развитии культуры?
5. Каковы критерии различения материальной и духовной культуры?
6. Возможен ли универсальный «сценарий» развития для всех национальных культур?
7. Разнообразие культурблаго или помеха на пути исторического прогресса?
8. Можно ли оценивать факты культурных заимствований как однозначно позитивные или негативные?
9. Что такое кризис культуры?
10. Можно ли считать главным показателем общественного прогресса расширение человеческой свободы?