Историко-философское введение. Дробжева Г.М - 16 стр.

UptoLike

Рубрика: 

а) материальная и духовная субстанции производны от Бога;
б) существует множество субстанциймонад;
в) есть только единая субстанцияБог, неотделимая от природы;
г) существует мир непознаваемых «вещей в себе» и познаваемых чувствами «явлений».
5 Для философии Нового времени была характерна прежде всего тесная связь с
а) религией; б) искусством; в) моралью; г) наукой.
6 Метод познания, предложенный Р. Декартом
а) рационализм; б) иррационализм; в) эмпиризм; г) дуализм.
2 Установите соответствие
Определите, какие из приведенных положений можно отнести к эмпиризму (Э), а какиек рационализму
(Р):
1) В основе познания лежит опыт.
2) Органы чувств дают лишь поверхностное, иллюзорное знание.
3) Чувственные формы являются определяющими в получении научной истины.
4) Чувство обладает большей достоверностью, чем логические формы.
5) Логическое мышлениенечто вроде «шестого чувства», упорядочивающего эмпирический материал.
6) Подлинную научную истину можно установить лишь на основе строго научного анализа.
7) Разум, логическое мышление выше чувств.
8) Познаниелогический процесс.
9) Познание начинается с восприятий внешнего мира, которые нуждаются в экспериментальной проверке.
Литература
1 Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) / П.П. Гайденко. – М., 1985.
2 Заиченко, Г. Локк / Г. Заиченко. – М., 1988.
3 Кузнецов, В.Н. Франсуа Мари Вольтер / В.Н. Кузнецов. – М., 1978.
4 Кузнецов, В.Н., Мееровский, Б.В., Грязнов, А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. / В.Н. Кузне-
цов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Гряз-нов. – М., 1986.
5 Лазарев, А.В. Становление философского сознания Нового времени / А.В. Лазарев. – М., 1987.
6 Матвиевская, Г.П. Рене Декарт / Г.П. Матвиевская. – М., 1976.
7 Мотрошилова, Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII – XVIII вв. / Н.В. Мотрошило-
ва. – М., 1969.
8 Нарский, И.С. Западноевропейская философия XVIII в. / И.С. Нарский. – М., 1973.
9 Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVIII вв. / В.В. Соколов. – М., 1984.
10 Шашкевич, П.Ф. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени / П.Ф. Шашкевич. – М., 1976.
Тема 7 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Вопросы для общего обсуждения
1 Исторические условия возникновения и основные черты немецкой классической философии.
2 Теория познания и этика И. Канта.
3 Субъективный идеализм И.Г. Фихте и объективный идеализм «натурфилософии» Ф.В.Й. Шеллинга.
4 Абсолютный идеализм и диалектика Г.В.Ф. Гегеля.
5 Натурализм и антропологизм Л.А. Фейербаха.
Методические рекомендации
Приступая к ответу на первый вопрос, раскройте исторические и теоретические предпосылки формирова-
ния классической немецкой философии. Среди основных черт немецкой классической философии можно выде-
лить культ разума, принцип историзма, особое внимание к проблеме различения подлинного и неподлинного
бытия, идее развития, бытию человека в мире культуры.
Во втором вопросе обратите особое внимание на отношение Канта к возможностям и способам познания
окружающего мира и решение им проблемы человека.
Отвечая на третий вопрос, уточните разницу между объективным и субъективным идеализмом. Выясните
исходные позиции Фихте и Шеллинга в их философских рассуждениях: общечеловеческое «Я» у первого и
природу как «колыбель мировой души» – у второго.
Чтобы составить ответ на четвертый вопрос, раскройте основные этапы саморазвития «абсолютной идеи»
в учении Гегеля и суть сформулированного им процесса развития (через анализ основных категорий и законов
диалектики).
Пятый вопрос предполагает обращение к особенностям материализма Фейербаха. Проследите эволюцию
его философских взглядов, выясните причины несогласия с учением Гегеля. Охарактеризуйте подход Фейерба-
ха к пониманию природы человека и общества.