ВУЗ:
Составители:
Рубрика:
зом:
1 Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – греческий ученый-энциклопедист, выдающийся философ,
ученик Платона, оказал большое влияние на творчество византийских мыслителей: Иоанна Дамаскина,
Иоанна Итала, Евстратия и других «аристотеликов», которые вели полемику с «платониками» в поисках
наиболее точных философских формулировок истин христианского вероучения.
2 Византийская философия – греческая мысль в Византийской империи IV – XV вв., органически
связанна с традициями восточных Отцов церкви и близкая по духу античности.
3 «Воцерковление» античной философии – период развития византийской философии (IV – VIII
вв.), характеризующийся интенсивными богословскими спорами, которые привели к «переводу» хри-
стианского учения на язык греческой философии.
4 Григорий Нисский (335 – ок. 394 гг.) – византийский мыслитель, христианский богослов, писа-
тель и мыслитель, которого церковь считала авторитетным толкователем Священного писания и Преда-
ния; основными темами его сочинений были учение о человеке и христианская космология.
5 «Двойная истина» – практика философствования, к которой были вынуждены прибегать визан-
тийские мыслители противоборствующих направлений XI в. в результате политики анафем и соборных
осуждений; выражалась в том, что природа бога описывалась по Пармениду, Эмпедоклу, Платону, а бо-
гословские трактаты при этом создавались в самом «благонадежном» духе.
6 Иоанн Дамаскин (ок. 635 – 753 гг.) – один из самых значительных византийских мыслителей, в
трудах которого («Священные параллели», О природе человека», «Три слова против отрицающих иконы»,
«Источник знания») было систематизировано философско-богословское знание его эпохи.
7 Исихазм – мистическое религиозно-философское учение, возникшее среди христианского мо-
нашества в Египте, Палестине, Малой Азии в конце III в., возрожденное в XIV в. византийскими мыс-
лителями Григорием Синаитом и Григорием Паламой, признававшими основной формой связи челове-
ка с Богом Его молчаливое созерцание.
8 «Мириобиблион» («Множество книг») – сборник, своеобразный «памятник» заседаний образо-
ванной византийской молодежи («любомудров»), обсуждавшей в IX в. философско-религиозные про-
блемы, составленный патриархом Фотием (820 – 891 гг.). Подобные собрания предвосхитили будущую
специфику возрожденческого гуманизма Западной Европы.
9 Первообраз – понятие, исходя из которого византийский мыслитель Григорий Нисский стре-
мился выявить пути коммуникации человека с Богом: Бог, по образу и подобию которого сотворен че-
ловек, – непознаваемое совершенство, поэтому следует признать не тождество образа и Первообраза
(иначе человек был бы также непознаваем), а сопричастность человека Богу.
10 Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, идеи которого оказали боль-
шое влияние на творчество большинства ранних византийских мыслителей, переосмысливших их в свя-
зи с новым христианским идеалом человеческого бытия («платоников»).
11 Позитивная теология и негативная теология – методы познания Бога, разработанные в ареопаги-
тике (корпусе текстов Псевдо-Дионисия). Суть первого основана на аналогии между миром реальных
предметов и Богом как их высочайшим творцом. Второй метод исходит из того, что нельзя приписывать
Богу все бесчисленные свойства человеческих существ (например, гнев или опьянение).
12 «Поучения» и «Гимны» – сочинения византийского мистика Симеона Нового Богослова (949 –
1022 гг.), в которых утверждалось, что при постоянном совершенствовании внутренней способности
созерцания человек может достичь высших ступеней нравственного совершенства; содержащиеся в них
идеи в последующие столетия были развиты исихастами, повлияли на мировоззрение Бонавентуры и
Экхарта.
13 Псевдо-Дионисий – так называли автора (авторов) четырех религиозно-философских работ («Об
именах божьих», «О мистической теологии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии»), напи-
санных на греческом языке в Византии во второй половине V столетия и подписанных именем Диони-
сия Ареопагита. Эти работы сыграли видную роль в развитии философской мысли на востоке и на За-
паде. Поскольку Дионисий Ареопагит жил на несколько столетий раньше и не мог быть автором этих
трактатов, неизвестного автора стали называть Псевдо-Дионисием.
14 Универсальная Личность – сформулированное Василием Великим, Григорием Богословом, Гри-
горием Нисским и другими византийскими философами понятие, призванное преодолеть разрыв между
отдельной человеческой личностью и универсальной единичностью – Богом.
15 Христоцентризм – принцип антропологичекого учения византийского философа-мистика Гри-
гория Паламы (1296 – 1359 гг.), согласно которому с момента Воплощения не следует искать Бога во-
Страницы
- « первая
- ‹ предыдущая
- …
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- …
- следующая ›
- последняя »