Вопросы теории культуры. Дробышева Е.Э. - 6 стр.

UptoLike

Составители: 

6
– «в широком этнографическом смыслеэто знания, верования,
искусство, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие
способности и привычки, усвоенные человеком как членом
общества» (Э. Тайлор),
– «социально унаследованный комплекс способов деятельности и
убеждений, составляющих ткань нашей жизни» (Э. Сепир),
– «формы привычного поведения, общие для группы, общности или
общества; эти формы состоят из материальных и нематериальных
элементов» (К. Янг),
– «известная степень образованности; другое, более широкое
словоупотребление придает культуре значение вообще быта (в
случае с первобытной культурой или культурой таких эпох и
народов, которые при употреблении слова в первом значении
должны быть названы некультурными…» (Энциклопедический
словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).
Анализируя весь спектр представленных определений, можно сделать
вывод, что есть некоторые существенные черты интересующего нас явления,
которые объединяют вышеперечисленные варианты. Итак, общим местом
являются следующие положения:
культураэто то, что отличает человека от природной среды
(культуру называют «второй природой»), это характеристика
человеческого общества;
культура не наследуется биологически, но предполагает обучение,
воспитание, культивирование;
культураэто исторически возникшее явление, она появляется
вместе с человеческим обществом и развивается вместе с ним во
времени и пространстве.
Остановимся на одном из возможных вариантов определения сущности
культуры: культураспецифический способ организации и развития
человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и
учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к
себе, к обществу и природе.
В России термин «культура» употребляется в соответствии с немецкой
традицией, французы и англичане предпочитают термин «цивилизация». По
поводу различения этих понятий существует масса всевозможных суждений
в современной культурологии. В качестве иллюстрации приведем цитату из
интервью А. И. Солженицына: «Культураэто возделывание внутренней
стороны жизни человека, его души, цивилизация жевозделывание
внешней, материальной стороны его жизни».
                                    6

        – «в широком этнографическом смысле – это знания, верования,
        искусство, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие
        способности и привычки, усвоенные человеком как членом
        общества» (Э. Тайлор),
        – «социально унаследованный комплекс способов деятельности и
        убеждений, составляющих ткань нашей жизни» (Э. Сепир),
        – «формы привычного поведения, общие для группы, общности или
        общества; эти формы состоят из материальных и нематериальных
        элементов» (К. Янг),
        – «известная степень образованности; другое, более широкое
        словоупотребление придает культуре значение вообще быта (в
        случае с первобытной культурой или культурой таких эпох и
        народов, которые при употреблении слова в первом значении
        должны быть названы некультурными…» (Энциклопедический
        словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).
   Анализируя весь спектр представленных определений, можно сделать
вывод, что есть некоторые существенные черты интересующего нас явления,
которые объединяют вышеперечисленные варианты. Итак, общим местом
являются следующие положения:
        – культура – это то, что отличает человека от природной среды
        (культуру называют «второй природой»), это характеристика
        человеческого общества;
        – культура не наследуется биологически, но предполагает обучение,
        воспитание, культивирование;
        – культура – это исторически возникшее явление, она появляется
        вместе с человеческим обществом и развивается вместе с ним во
        времени и пространстве.

   Остановимся на одном из возможных вариантов определения сущности
культуры: культура – специфический способ организации и развития
человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах
материального и духовного труда, в системе социальных норм и
учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к
себе, к обществу и природе.
   В России термин «культура» употребляется в соответствии с немецкой
традицией, французы и англичане предпочитают термин «цивилизация». По
поводу различения этих понятий существует масса всевозможных суждений
в современной культурологии. В качестве иллюстрации приведем цитату из
интервью А. И. Солженицына: «Культура – это возделывание внутренней
стороны жизни человека, его души, цивилизация же – возделывание
внешней, материальной стороны его жизни».