Вопросы теории культуры. Дробышева Е.Э. - 9 стр.

UptoLike

Составители: 

9
Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе), семиотическое (Э. Кассирер, Ю. Лотман),
методологическое (А. Кребер, К. Клакхон), диалогическое (В. Библер),
антропологическое (М. Мид) направления, культурный релятивизм
(М. Херсковиц), религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон,
М. Бубер) и др.
«Оптимистический» и «пессимистический» подходы в оценке роли
культуры в жизни общества
Условно все теории можно разделить на две группы: «оптимистический
взгляд на культуру» и «пессимистический». Сторонники оптимистического
взгляда рассматривают культуру как средство облагораживания человека,
превращения его в гармонически развитую личность. Такой подход
формировался в эпоху Нового времени, когда все общество подвергалось
реформированию под влиянием революционной эйфории. Одним из
представителей оптимистического воззрения стал Иоганн Готфрид Гердер
(1744–1833), полагавший, что прогресс культуры ведет к созданию единой
человеческой цивилизации. Он рассматривал культуру в контексте
эволюции, перехода от «варварства» к «цивилизованному» состоянию.
Смысл истории по Гердеруотграничение человеческого от животного.
Культура истолковывается как второе рождение человека. Гердер писал:
«Мы можем при желании дать этому второму рождению человека,
проходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой
земли – «культура», либо с образом света – «просвещение»
1
. Необходимым
элементом воспитания Гердер считал уважение к истории и культуре других
народов. Он стоял на позициях преемственности и всеобщности социально-
культурного процесса, считая, что между общечеловеческими достижениями
культуры и народной культурой нет и не может быть никаких противоречий,
что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию
человеческой цивилизации.
Основоположники социологии XIX века Г. Спенсер и О. Конт считали,
что неотъемлемым признаком развития европейских стран является прогресс.
К оптимистическим можно отнести также теории Н. Я. Данилевского,
П. Сорокина, К. Ясперса (их мы рассмотрим ниже), а также концепции
У. Ростоу (теория стадий экономического роста), Б. Арона (теория единого
индустриального общества), Д. Белла (теория постиндустриального
общества), в которых подчеркивается огромное значение культурного
компонента в жизни общества.
К пессимистическим можно отнести концепцию Жан-Жака Руссо
(1712–1773), французского мыслителя эпохи Просвещения. В своей работе
«О влиянии наук на нравы» писатель высказал скандальную по тем временам
мысль о негативном влиянии искусства на духовное состояние общества,
1
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – С. 243–244.
                                                      9

Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе), семиотическое (Э. Кассирер, Ю. Лотман),
методологическое (А. Кребер, К. Клакхон), диалогическое (В. Библер),
антропологическое (М. Мид) направления, культурный релятивизм
(М. Херсковиц), религиозная культурология (Ж. Маритен, Э. Жильсон,
М. Бубер) и др.

         «Оптимистический» и «пессимистический» подходы в оценке роли
                        культуры в жизни общества

   Условно все теории можно разделить на две группы: «оптимистический
взгляд на культуру» и «пессимистический». Сторонники оптимистического
взгляда рассматривают культуру как средство облагораживания человека,
превращения его в гармонически развитую личность. Такой подход
формировался в эпоху Нового времени, когда все общество подвергалось
реформированию под влиянием революционной эйфории. Одним из
представителей оптимистического воззрения стал Иоганн Готфрид Гердер
(1744–1833), полагавший, что прогресс культуры ведет к созданию единой
человеческой цивилизации. Он рассматривал культуру в контексте
эволюции, перехода от «варварства» к «цивилизованному» состоянию.
Смысл истории по Гердеру – отграничение человеческого от животного.
Культура истолковывается как второе рождение человека. Гердер писал:
«Мы можем при желании дать этому второму рождению человека,
проходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой
земли – «культура», либо с образом света – «просвещение»1. Необходимым
элементом воспитания Гердер считал уважение к истории и культуре других
народов. Он стоял на позициях преемственности и всеобщности социально-
культурного процесса, считая, что между общечеловеческими достижениями
культуры и народной культурой нет и не может быть никаких противоречий,
что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию
человеческой цивилизации.
   Основоположники социологии XIX века Г. Спенсер и О. Конт считали,
что неотъемлемым признаком развития европейских стран является прогресс.
К оптимистическим можно отнести также теории Н. Я. Данилевского,
П. Сорокина, К. Ясперса (их мы рассмотрим ниже), а также концепции
У. Ростоу (теория стадий экономического роста), Б. Арона (теория единого
индустриального общества), Д. Белла (теория постиндустриального
общества), в которых подчеркивается огромное значение культурного
компонента в жизни общества.
   К пессимистическим можно отнести концепцию Жан-Жака Руссо
(1712–1773), французского мыслителя эпохи Просвещения. В своей работе
«О влиянии наук на нравы» писатель высказал скандальную по тем временам
мысль о негативном влиянии искусства на духовное состояние общества,

1
    Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. – С. 243–244.