Вопросы теории культуры. Дробышева Е.Э. - 11 стр.

UptoLike

Составители: 

11
Ницше считает, что человексущество изначально антикультурное в
силу своей природности, а культура существует лишь для порабощения и
подавления жизненных, природных сил человека. Культура подчиняет
человека предметному миру, отчуждая его от природы и, тем самым, от него
самого. По мнению Ницше, она делит человека на тело и душу. В этом
исследователь видит причины неуверенности человека в себе, его
фальшивости и непреходящего тотального чувства вины. Благодаря
культуре, ее нормам и табу, моральным и эстетическим принципам,
правовым установлениям и законам в обществе создана система мифов и
иллюзий по поводу гуманизма, свободы, справедливости и т. д. Критикуя эти
мифологемы, Ницше противопоставляет им философию сверхчеловека. По
его мнению, культура сделала человека больным существом, отрицающим
самого себя. Целью современного человечества Ницше полагает создание
сверхчеловека, могучая воля которого есть единый критерий добра и зла.
Мораль, религиозность мешают в становлении этого свободного существа,
которое, отринув пелену табу, сможет осознать трагическую красоту своего
бытия, достичь единства жизни и смерти, как это было дано Дионису.
Ницше углубленно рассматривает социально-культурный аспект
общественной жизни, не касаясь политических и экономических вопросов.
Он отрицает диалектическое развитие и преемственность: «Прогресс в духе
старой культуры и на ее пути даже немыслим, он возможен только на
абсолютно новом пути». Таким образом, старая культура должна быть
уничтожена во имя новой. Что будет являть из себя эта «высшая» культура,
философ не объясняет. Источником творчества и искусства в целом Ницше
видит не окружающий мир, а страдания человеческой личности, духовный
прогресс он связывает с развитием эстетического миросозерцания.
Взгляды мыслителя на культуру изложены в таких трудах: «Рождение
трагедии из духа музыки» (1872), «Философия в трагическую эпоху Греции»
(1873), «Несвоевременные размышления» (1872–1876), «Так говорил
Заратустра» (1886), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали»
(1889–1901).
Культурологическая концепция З. Фрейда
Зигмунд Фрейд (1856–1939) – психиатр, психолог и философ, создатель
теории психоанализа. Учение Фрейда основывается на исследовании
феноменов сознательного и бессознательного и конфликта между ними. По
его мнению, культура имеет двоякое значение: с одной стороны, налагает
запреты на подсознательные влечения и создает механизм охраны этих
запретов; с другой стороны, средствами искусства, религии и т. п. смягчает
тяжесть этих запретов, порождая компенсаторные иллюзии. Фрейд выделяет
такие цели культуры, как защита человека от природы и урегулирование
отношений между людьми. В понятие культуры автор включает всю сумму
достижений и институций, отличающих жизнь человека от жизни его
                                    11

   Ницше считает, что человек – существо изначально антикультурное в
силу своей природности, а культура существует лишь для порабощения и
подавления жизненных, природных сил человека. Культура подчиняет
человека предметному миру, отчуждая его от природы и, тем самым, от него
самого. По мнению Ницше, она делит человека на тело и душу. В этом
исследователь видит причины неуверенности человека в себе, его
фальшивости и непреходящего тотального чувства вины. Благодаря
культуре, ее нормам и табу, моральным и эстетическим принципам,
правовым установлениям и законам в обществе создана система мифов и
иллюзий по поводу гуманизма, свободы, справедливости и т. д. Критикуя эти
мифологемы, Ницше противопоставляет им философию сверхчеловека. По
его мнению, культура сделала человека больным существом, отрицающим
самого себя. Целью современного человечества Ницше полагает создание
сверхчеловека, могучая воля которого есть единый критерий добра и зла.
Мораль, религиозность мешают в становлении этого свободного существа,
которое, отринув пелену табу, сможет осознать трагическую красоту своего
бытия, достичь единства жизни и смерти, как это было дано Дионису.
   Ницше углубленно рассматривает социально-культурный аспект
общественной жизни, не касаясь политических и экономических вопросов.
Он отрицает диалектическое развитие и преемственность: «Прогресс в духе
старой культуры и на ее пути даже немыслим, он возможен только на
абсолютно новом пути». Таким образом, старая культура должна быть
уничтожена во имя новой. Что будет являть из себя эта «высшая» культура,
философ не объясняет. Источником творчества и искусства в целом Ницше
видит не окружающий мир, а страдания человеческой личности, духовный
прогресс он связывает с развитием эстетического миросозерцания.
   Взгляды мыслителя на культуру изложены в таких трудах: «Рождение
трагедии из духа музыки» (1872), «Философия в трагическую эпоху Греции»
(1873), «Несвоевременные размышления» (1872–1876), «Так говорил
Заратустра» (1886), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Генеалогия морали»
(1889–1901).

                 Культурологическая концепция З. Фрейда

   Зигмунд Фрейд (1856–1939) – психиатр, психолог и философ, создатель
теории психоанализа. Учение Фрейда основывается на исследовании
феноменов сознательного и бессознательного и конфликта между ними. По
его мнению, культура имеет двоякое значение: с одной стороны, налагает
запреты на подсознательные влечения и создает механизм охраны этих
запретов; с другой стороны, средствами искусства, религии и т. п. смягчает
тяжесть этих запретов, порождая компенсаторные иллюзии. Фрейд выделяет
такие цели культуры, как защита человека от природы и урегулирование
отношений между людьми. В понятие культуры автор включает всю сумму
достижений и институций, отличающих жизнь человека от жизни его